Сапсан — это скоростной электропоезд семейства Siemens Velaro, специально адаптированный к российским условиям эксплуатации. В Германии (г. Крефельд) построено в общей сложности 16 составов поездов двух серий (в 2008-2009 и 2013-2014 годах).

Они используются на линиях Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Нижний Новгород. Конструкционная скорость движения составляет 250 км/ч. Каждый пассажир должен придерживаться правил проезда на сапсане, которые размещены в буклетах в кармашке каждого сиденья и на сайте РЖД.

Сапсан заменил ЭР200 (поезд, курсировавший между двумя столицами до этого). Скорость предшественника, как и уровень комфорта, были заметно ниже. Однако, другой особенный поезд — «Гранд Экспресс» — остался. У него по сравнению с Сапсаном есть свои плюсы и минусы, поэтому нельзя однозначно сказать, какой из составов для пассажира лучше, а какой — хуже. Гранд экспресс идёт более чем вдвое дольше (без малого 9 часов), тогда как Сапсан берёт в первую очередь скоростью и ценой.

Поезд «Сапсан»

В поезде сапсан схема вагонов, их количество и нумерация следующие:

Количество вагонов и мест

Для одинарных составов

10 пассажирских вагонов. Общее количество мест в таком Сапсане— 506, включая 2 места для инвалидов-колясочников, 2 — для пассажиров с животными и одно — для детской люльки

  • 1 вагон первого класса (№ 1);
  • 1 — бизнес-класса (№ 2);
  • 6 — экономического класса (№№ 3,4,6,7,8,9);
  • 1 — класса «Экономический+» (№ 10);
  • 1 бистро (№ 5).

В вагоне 6 имеется специальное оборудование для пассажиров с ограниченными возможностями. Это пандус для заезда, площадка для инвалидной коляски и специальная уборная.

Обратите внимание! В вагоне № 8 места 65 и 66 предназначены для пассажиров с животными.

Для сдвоенных составов

На рейсы, на которых ожидается повышенный спрос пассажиров, ставят точно такие же, но сдвоенные (сцепленные) составы — техническая возможность предусмотрена конструкцией поезда второй серии. Соответственно, в каждом из таких Сапсанов — 1012 мест, из которых 4 — для пассажиров на колясках, 4 — для тех, кто путешествует с домашними любимцами и 2  для самых маленьких.

Внутри вагона

  • 2 вагона первого класса (№№ 1 и 11);
  • 2 — бизнес-класса (№№ 2 и 12);
  • 12 — экономического класса (№№ 3,4,6,7,8,9,13,14,16,17,18,19);
  • 2 — класса «Экономический+» (№№ 10 и 20);
  • 2 бистро №№ 5 и 15).

Для инвалидов-колясочников оборудованы вагоны №№ 6 и 16, а для пассажиров с животными имеются месте в вагонах №№ 8 и 18.

Типичная нумерация вагонов

  • во время следования из Санкт-Петербурга в Москву — с хвоста поезда;
  • во время следования из Москвы в Санкт-Петербург — с головы поезда;

Обратите внимание! По техническим причинам иногда может случиться, что состав разворачивают наоборот. То есть, на плане расположение показано по ходу движения, а в реальности будет против хода. Такую возможность нельзя предусмотреть заранее при покупке билета и поделать с этим ничего нельзя.

Классы обслуживания

Эконом-класс

  • кресла с тканевой обивкой;
  • имеется всего лишь две розетки для подзарядки гаджетов на весь вагон.
  • еда и напитки из бистро, а также свежая пресса предоставляются только за плату.
  • услуга заказа такси и бронирования отелей прямо из поезда предоставляется бесплатно.

Многие интересуются перед поездкой (и во время неё), есть ли в сапсане WiFi . Есть, но в эконом-классе он платный. Стоимость карточки доступа составляет 149 рублей. Её можно купить в вагоне № 6 у проводника-кассира. Если идти туда не хочется, то есть возможность совершить оплату, не вставая с места — с помощью банковской карты, либо списав средства с мобильного счёта. Такая услуга доступна только абонентам оператора «Мегафон».

Вагон эконом-класса

Некоторые пассажиры жалуются, что скорость Интернета является нестабильной на протяжении пути, а, кроме того, сильно зависит от количества абонентов. То есть, чем больше людей пользуется Всемирной паутиной в данном конкретном составе, тем скорость ниже.

Это всё, что входит в класс обслуживания 2С у поездов «Сапсан».

Дополнительная информация: Окна во всём составе (вне зависимости от класса, указанного в билете) — затемнённые, но не наглухо. То есть, происходящее снаружи видеть можно, но яркий солнечный свет не проникает. Если лучи всё же мешают, то пассажиры имеют возможность самостоятельно опустить специальную шторку. Это делается вручную и без применения особой физический силы — справится любой человек.

Класс «Экономический +»

  • расстояние между креслами — на 9 см больше, чем в экономе;
  • есть розетки для зарядки;
  • wi-fi — бесплатный;
  • в стоимость билета включены сэндвичи и выпечка.

Обозначение в билете — 2В.

Бизнес-класс

  • кожаная обивка кресел;
  • индивидуальные розетки предусмотрены для каждого пассажира;
  • горячее питание, кофе, чай, алкогольные и прохладительные напитки, свежая пресса, а также дорожный набор — всё это включено в цену каждого билета;
  • пассажиры, которые путешествуют с детьми, получают специальные детские наборы;
  • wi-fi — бесплатный. Чтобы получить пароль, нужно ввести в соответствующее поле номер мобильного телефона — таким способом осуществляется авторизация.

В билетах данный класс обслуживания обозначен как 1С.

Вагон бизнес-класс

Первый класс (он же — премиум-класс)

Кресла, как и в бизнес-классе, обиты кожей. Они особо комфортные — раскладываются практически в горизонтальное положение, образуя подобие кровати — можно комфортно спать в пути. Расстояние между креслами ещё больше, чем в бизнес-классе. Расположены они по два, и по одному.

У каждого пассажира есть свой, отдельный, монитор, тогда как в прочих классах дисплеи общие и находятся на потолке.

Важно! В вагоне первого класса Сапсана оборудовано купе-переговорная. Его можно выкупить только полностью — то есть, приобрести все четыре места. По одному кресла в купе-переговорной не продаются.

В остальном набор услуг, включённых в билет первого класса полностью идентичен таковому в бизнес-классе.

Разумеется, в поезде сапсан первый класс стоит дороже, чем остальные. Но определить его можно не только по цене. Индекс такого класса обслуживания, обозначенный в билетах и прочих документах — 1В.

Вагон-бистро

Вагон-бистро

Вагон номер 10 в Сапсане. Там можно посидеть у барной стойки, или разместиться за столом — например, с друзьями. Всего имеется 10 столов (5 пар) и, соответственно, 40 пассажирских мест. Ведь сюда можно купить обычный билет. В цену уже включено питание на 2000 рублей.

Важно! В бистро, как и во всём остальном составе«, категорически запрещено курить. Везде, включая туалеты, установлены противопожарные датчики, которые улавливают дым, и за ними строго следят сотрудники.

Схемы вагонов и расположение мест в сапсане

Вагон 1

Первый класс

23 места. Кожаные раскладывающиеся кресла, индивидуальные мониторы, питание.

Вагон 1

Вагон 2

Бизнес-класс

52 места. Кожаные кресла и питание.

Вагон 2

Вагон 3

Эконом-класс

66 мест, услуги не включены.

Вагон 3

Вагон 4

64 места, без включённых услуг.

Вагон 4

Вагон 5

40 мест, по 4 за каждым из 10 столиков. Вагон-бистро (или бар).

Вагон 5

Вагон 6

Эконом-класс

58 мест. Оборудован для перевозки инвалидов на колясках.

Вагон 6

Вагон 7

66 мест

Эконом-класс

Вагон 7

Вагон 8

Эконом-класс

66 мест. Места 65 и 66 предназначены для пассажиров, перевозящих домашних животных.

Вагон 8

Вагон 9

Эконом-класс

Вагон 9

66 мест

Вагон 10

Класс «Экономический+». 44 места. Увеличенное пространство для ног. Кроме того, в поезде сапсан детский вагон — именно этот. В нём имеется специальная зона для пассажиров с детьми — мягкий ковёр, по которому малыш может ползать, специальная люлька, пеленальный столик, книги, игрушки и устройство для подогрева бутылочек. На схеме Сапсана это места 45-50, они отделены от остальных кресел.

С момента запуска Сапсанов в 2009 году в них было три класс (эконом, бизнес и первый). В 2014 году введён четвёртый класс — «Эконом+». Как следует из названия, он занял нишу между обычным экономом и бизнесом.

Вагон 10

Поезд «Сапсан» позиционируется как альтернатива самолёту. Так и есть. Ведь можно быстро добраться на метро из любой точки Москвы или Питера на вокзал, который находится в центре города, зайти в состав буквально перед отправлением и менее чем через 4 часа быстро в точке назначения. И не нужно ехать в аэропорт на дорогом аэроэкспрессе, или стоять в пробках, а затем толпиться в очереди на досмотр.

Вдобавок, в случае с поездом намного меньше требований к содержимому вещей — в частности, ограничения на провоз жидкостей по 100 мл в ёмкости у РЖД, разумеется, не существует. Плюс, не нужно сдавать багаж и потом его долго ждать — ведь повсюду предусмотрены специальное отделение, а также места для небольших сумок на потолочных полках.

Что касается классов обслуживания, то сапсан внутри существенно различается как по уровню комфорта, и количеству услуг, так и по цене. Любой пассажир может выбрать то, что важно именно для него.