Содержание:
Сапсан — это скоростной электропоезд семейства Siemens Velaro, специально адаптированный к российским условиям эксплуатации. В Германии (г. Крефельд) построено в общей сложности 16 составов поездов двух серий (в 2008-2009 и 2013-2014 годах).
Они используются на линиях Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Нижний Новгород. Конструкционная скорость движения составляет 250 км/ч. Каждый пассажир должен придерживаться правил проезда на сапсане, которые размещены в буклетах в кармашке каждого сиденья и на сайте РЖД.
Сапсан заменил ЭР200 (поезд, курсировавший между двумя столицами до этого). Скорость предшественника, как и уровень комфорта, были заметно ниже. Однако, другой особенный поезд — «Гранд Экспресс» — остался. У него по сравнению с Сапсаном есть свои плюсы и минусы, поэтому нельзя однозначно сказать, какой из составов для пассажира лучше, а какой — хуже. Гранд экспресс идёт более чем вдвое дольше (без малого 9 часов), тогда как Сапсан берёт в первую очередь скоростью и ценой.
В поезде сапсан схема вагонов, их количество и нумерация следующие:
Количество вагонов и мест
Для одинарных составов
10 пассажирских вагонов. Общее количество мест в таком Сапсане— 506, включая 2 места для инвалидов-колясочников, 2 — для пассажиров с животными и одно — для детской люльки
- 1 вагон первого класса (№ 1);
- 1 — бизнес-класса (№ 2);
- 6 — экономического класса (№№ 3,4,6,7,8,9);
- 1 — класса «Экономический+» (№ 10);
- 1 бистро (№ 5).
В вагоне 6 имеется специальное оборудование для пассажиров с ограниченными возможностями. Это пандус для заезда, площадка для инвалидной коляски и специальная уборная.
Для сдвоенных составов
На рейсы, на которых ожидается повышенный спрос пассажиров, ставят точно такие же, но сдвоенные (сцепленные) составы — техническая возможность предусмотрена конструкцией поезда второй серии. Соответственно, в каждом из таких Сапсанов — 1012 мест, из которых 4 — для пассажиров на колясках, 4 — для тех, кто путешествует с домашними любимцами и 2 для самых маленьких.
- 2 вагона первого класса (№№ 1 и 11);
- 2 — бизнес-класса (№№ 2 и 12);
- 12 — экономического класса (№№ 3,4,6,7,8,9,13,14,16,17,18,19);
- 2 — класса «Экономический+» (№№ 10 и 20);
- 2 бистро №№ 5 и 15).
Для инвалидов-колясочников оборудованы вагоны №№ 6 и 16, а для пассажиров с животными имеются месте в вагонах №№ 8 и 18.
Типичная нумерация вагонов
- во время следования из Санкт-Петербурга в Москву — с хвоста поезда;
- во время следования из Москвы в Санкт-Петербург — с головы поезда;
Классы обслуживания
Эконом-класс
- кресла с тканевой обивкой;
- имеется всего лишь две розетки для подзарядки гаджетов на весь вагон.
- еда и напитки из бистро, а также свежая пресса предоставляются только за плату.
- услуга заказа такси и бронирования отелей прямо из поезда предоставляется бесплатно.
Многие интересуются перед поездкой (и во время неё), есть ли в сапсане WiFi . Есть, но в эконом-классе он платный. Стоимость карточки доступа составляет 149 рублей. Её можно купить в вагоне № 6 у проводника-кассира. Если идти туда не хочется, то есть возможность совершить оплату, не вставая с места — с помощью банковской карты, либо списав средства с мобильного счёта. Такая услуга доступна только абонентам оператора «Мегафон».
Некоторые пассажиры жалуются, что скорость Интернета является нестабильной на протяжении пути, а, кроме того, сильно зависит от количества абонентов. То есть, чем больше людей пользуется Всемирной паутиной в данном конкретном составе, тем скорость ниже.
Это всё, что входит в класс обслуживания 2С у поездов «Сапсан».
Класс «Экономический +»
- расстояние между креслами — на 9 см больше, чем в экономе;
- есть розетки для зарядки;
- wi-fi — бесплатный;
- в стоимость билета включены сэндвичи и выпечка.
Обозначение в билете — 2В.
Бизнес-класс
- кожаная обивка кресел;
- индивидуальные розетки предусмотрены для каждого пассажира;
- горячее питание, кофе, чай, алкогольные и прохладительные напитки, свежая пресса, а также дорожный набор — всё это включено в цену каждого билета;
- пассажиры, которые путешествуют с детьми, получают специальные детские наборы;
- wi-fi — бесплатный. Чтобы получить пароль, нужно ввести в соответствующее поле номер мобильного телефона — таким способом осуществляется авторизация.
В билетах данный класс обслуживания обозначен как 1С.
Первый класс (он же — премиум-класс)
Кресла, как и в бизнес-классе, обиты кожей. Они особо комфортные — раскладываются практически в горизонтальное положение, образуя подобие кровати — можно комфортно спать в пути. Расстояние между креслами ещё больше, чем в бизнес-классе. Расположены они по два, и по одному.
У каждого пассажира есть свой, отдельный, монитор, тогда как в прочих классах дисплеи общие и находятся на потолке.
В остальном набор услуг, включённых в билет первого класса полностью идентичен таковому в бизнес-классе.
Разумеется, в поезде сапсан первый класс стоит дороже, чем остальные. Но определить его можно не только по цене. Индекс такого класса обслуживания, обозначенный в билетах и прочих документах — 1В.
Вагон-бистро
Вагон номер 10 в Сапсане. Там можно посидеть у барной стойки, или разместиться за столом — например, с друзьями. Всего имеется 10 столов (5 пар) и, соответственно, 40 пассажирских мест. Ведь сюда можно купить обычный билет. В цену уже включено питание на 2000 рублей.
Схемы вагонов и расположение мест в сапсане
Вагон 1
Первый класс
23 места. Кожаные раскладывающиеся кресла, индивидуальные мониторы, питание.
Вагон 2
Бизнес-класс
52 места. Кожаные кресла и питание.
Вагон 3
Эконом-класс
66 мест, услуги не включены.
Вагон 4
64 места, без включённых услуг.
Вагон 5
40 мест, по 4 за каждым из 10 столиков. Вагон-бистро (или бар).
Вагон 6
Эконом-класс
58 мест. Оборудован для перевозки инвалидов на колясках.
Вагон 7
66 мест
Эконом-класс
Вагон 8
Эконом-класс
66 мест. Места 65 и 66 предназначены для пассажиров, перевозящих домашних животных.
Вагон 9
Эконом-класс
66 мест
Вагон 10
Класс «Экономический+». 44 места. Увеличенное пространство для ног. Кроме того, в поезде сапсан детский вагон — именно этот. В нём имеется специальная зона для пассажиров с детьми — мягкий ковёр, по которому малыш может ползать, специальная люлька, пеленальный столик, книги, игрушки и устройство для подогрева бутылочек. На схеме Сапсана это места 45-50, они отделены от остальных кресел.
С момента запуска Сапсанов в 2009 году в них было три класс (эконом, бизнес и первый). В 2014 году введён четвёртый класс — «Эконом+». Как следует из названия, он занял нишу между обычным экономом и бизнесом.
Поезд «Сапсан» позиционируется как альтернатива самолёту. Так и есть. Ведь можно быстро добраться на метро из любой точки Москвы или Питера на вокзал, который находится в центре города, зайти в состав буквально перед отправлением и менее чем через 4 часа быстро в точке назначения. И не нужно ехать в аэропорт на дорогом аэроэкспрессе, или стоять в пробках, а затем толпиться в очереди на досмотр.
Вдобавок, в случае с поездом намного меньше требований к содержимому вещей — в частности, ограничения на провоз жидкостей по 100 мл в ёмкости у РЖД, разумеется, не существует. Плюс, не нужно сдавать багаж и потом его долго ждать — ведь повсюду предусмотрены специальное отделение, а также места для небольших сумок на потолочных полках.
Что касается классов обслуживания, то сапсан внутри существенно различается как по уровню комфорта, и количеству услуг, так и по цене. Любой пассажир может выбрать то, что важно именно для него.
Розетками в поезде «Сапсан» оборудованы все места первого класса, бизнес-класса и в эконом+. В классе обслуживания эконом розетку можно найти в каждом вагоне возле кресла № 4.