Поезд — это одно из самых дешёвых и удобных российских средств передвижения. Кроме того, железная дорога по праву считается ещё и весьма романтичными транспортом. Стук колёс, горячий чай в знаменитых металлических подстаканниках, проносящиеся мимо города и деревни — в этом что-то определённо есть. И днём и ночью множество составов (включая тихоходные электрички) колесит по бескрайним просторам нашей страны. Жизнь на крупных вокзалах не затихает ни на минуту.

И пускай, в нашей стране скорость поездов далека от таковой в самых высокоразвитых государствах (за некоторым исключением, вроде Сапсана), да и комфорт часто хромает, но, тем не менее, на поездах ездит огромное количество людей, которым особенно нравится возможность комфортно спать, а не сидеть в не очень удобной позе.

Нумерация вагонов в поезде

Вариантов здесь может быть два:

  • с головы (локомотива, паровоза) поезда;
  • с хвоста (последнего вагона).

Заранее узнать, откуда будет пронумерован конкретный состав, мало реально. Как правило, это служебная информация, она может часто меняться, и «простым смертным» её не сообщают.

Поезд РЖД

Более того, поезд в пути может менять следование, будет иной и точка отсчёта вагонов (голова, или хвост, соответственно). А указатели на вагонах не предусмотрены — только номера.

Исключения есть, но они редкие. Например, Сапсан, который отправляется в Санкт-Петербург, нумеруется с головы поезда, а тот, который едет в Москву — с хвоста. Или, скажем, двухэтажный поезд 45/46 Москва — Воронеж с местами для сидения имеет нумерацию с головы поезда, когда направляется в Воронеж и с хвоста — при следовании в Москву.

Поезд 45-46 Москва — Воронеж

Штабной вагон

Внешне это обычный купейный вагон, но есть одно существенное отличие. В нём оборудовано несколько служебных купе — для начальника поезда, для сотрудников полиции, для жд электромеханика (он ремонтирует всё электрооборудование поезда, включая и сигнализации), для хранения постельного белья, а также радиоточка. Количество таких помещений может меняться, в зависимости от конкретной модификации — бывает, что под штаб отдано только одно-два купе, а бывает, что намного больше.

Часто в современных моделях «штабников» имеется специальное место для инвалида-колясочника и лица, которое его сопровождает. При этом на входе устанавливается специальный подъёмник.

Места в прочих купе, кроме указанных выше, поступают в свободную продажу.

Тому, кто интересуется, где в поезде расположен штабной вагон, следует знать, что, как правило, он находится рядом с вагоном-рестораном. «Вычислить» на схеме такой вагон удаётся разве что в момент, когда только начинается продажа билетов— часть мест там сразу закрыта для приобретения. Или заранее подойти к проводникам интересующего поезда и уточнить — уж они-то должны быть в курсе. Иначе, без доступа к служебным документам и на расстоянии — никак.

А причина, по которой билет в штабной вагон является лакомым куском, банальна — чем меньше пассажиров, тем меньше (потенциально) будет шума.

Штабной вагон поезда «Восток» (Москва — Пекин)

Выбрать другое место

Многие спрашивают, можно ли каким-то образом поменять место в поезде. И если да, то как это сделать?

Ответ — да, можно, но с соблюдением определённых требований. В частности, до отправления поезда осталось менее 24 часов (то есть, одних суток).

Итак, РЖД разрешает:

  • сменить места в одном вагоне (если таковой располагает свободными);
  • поменять место на другое, находящееся в вагоне более высокого или низкого класса (например, купе на плацкарт, или наоборот);

Кроме того, можно:

  • обменять поезд на тот, что отправляется раньше;
  • изменить дату на более раннюю;
  • заменить детские билеты на взрослые, или на детские, но на другие места;
  • изменить маршрут без изменения станции назначения. Таким образом, расстояние увеличивается, или уменьшается, с соответственным вычислением разницы стоимости — её возьмут у клиента, либо выплатят ему.

Обратите внимание! В любом случае пункты отправления и назначения должны совпадать.

Все эти манипуляции можно проделать только в билетной кассе и только в населённом пункте отправления поезда. Если же был оформлен электронный билет, то всё равно нужно обратиться непосредственно в кассу. Самостоятельно, через Интернет никакую замену произвести невозможно.

За операцию по замене нужно будет уплатить специальный комиссионный сбор (132 рубля*с каждого проездного документа). Разница в стоимости «нового» и «старого» билетов будет взята с пассажира, либо возвращена ему.

Обратите внимание! Комиссии платёжных систем и посредников не возвращаются

Замене не подлежат:

  • билеты без указания мест (например, для детей возрастом до 5 лет);
  • билеты, купленные за безналичный расчёт вне территории Российской Федерации;
  • билеты на поезда в международном сообщении (из России, или и наоборот)
  • билеты на скорый/пассажирский поезд, если взамен клиент желает ехать в скоростном электропоезде (Сапсан, Аллегро, Ласточка, Стриж), или наоборот;
  • билеты на поезда разных перевозчиков (например, АО ТКС на АО ФПК);
  • билеты на поезда, если до отправления остаётся менее 1 часа.

Важно! Заменить в билете имя и фамилию пассажира также невозможно.

Если предложенные варианты замены не устраивают, то всегда можно (в том числе и онлайн, без необходимости визита в кассу) сдать билет и купить другой.

Виды проездных документов на железнодорожном транспорте

  • бланковый билет— выписывается кассиром ручкой, на специальном бланке, затем обрезается и складывается определённым образом, в зависимости от дальности поездки. Такие билеты выдают на станциях с маленьким пассажиропотоком, если отсутствует терминал системы АСУ-Экспресс;
  • бланковый билет системы «Экспресс». Печатается кассиром с помощью специального устройства. Состоит из трёх частей одинакового размера, но разного цвета — проездного документа, контрольного купона (его забирает проводник при посадке и хранит у себя, а затем сдаёт начальнику поезда, для отчёта) и купона кассира (белого цвета, остаётся в кассе при продаже, пассажиру не выдаётся);
  • билет АСУ-Экспресс, оформленный через транзакционный терминал.Оформляется пассажиром самостоятельно при помощи соответствующих устройств. Контрольный купон выполняется в виде небольшой части, которую отрывает проводник;
  • групповой проездной документ. Оформляется на старшего группы, который при посадке предъявляет также список путешествующих, заверенный в кассе;
  • детский— для пассажиров от 5 до 10 лет. Возраст считается на момент начала поездки. Для детей с 5 лет нужно в кассе оформить безденежный посадочный талон;
  • бесплатный (транспортное требование). Выдаётся только сотрудникам железных дорог. При этом требуется также оформить посадочный талон АСУ-Экспресс в кассе.

Как уехать на поезде без паспорта

По тем или иным причинам может возникнуть вопрос, как же технически проехать на поезде без наличия паспорта, и можно ли это сделать вообще.

Согласно пункту 48 Правил перевозки пассажиров и багажа, при посадке нужно предъявить билет и документ, удостоверяющий личность, на основании которого данный проездной документ оформлен. Такими документами могут быть:

  • паспорт гражданина РФ;
  • паспорт формы СССР;
  • загранпаспорт;
  • иностранный документ;
  • удостоверение личности моряка;
  • свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
  • военный билет военнослужащего срочной службы.

Таким образом, чтобы сесть в поезд без паспорта, нужно при покупке указать данные другого удостоверения личности (из списка выше) и показать проводнику его.

Если же билет оформлен на паспорт, а взять его по любой причине с собой нельзя, то придётся сдать данный билет и купить новый, уже с другими данными (вид документа, его номер, и т.д.).

Поездка по загранпаспорту

Ещё один вопрос, который часто тревожит несведущих — можно ли ездить на поезде по загранпаспорту. Да, можно. В вышеуказанном списке он чётко указан — значит, посадка производится без каких-либо сложностей.

Загранпаспорт гражданина России

Справочная служба РЖД

Существует круглосуточная горячая линия железной дороги — 8 800 775 0000 (по России бесплатно), или 7 499 605 2000 (для звонков из любой точки мира, оплата в соответствии с тарифами конкретного оператора). В эту справочную железной дороги можно звонить по любому вопросу, связанную с данной компанией, а затем сотрудники либо ответят сами, либо перенаправят обращение тем людям, в чьей компетенции непосредственно находится ситуация. Есть также справочники телефоны всех станций РЖД, но учитывая количество этих станций, такие документы поистине огромны.

РЖД вместе с её «дочками» — структура гигантская. В неё входят сооружения, пути, подвижной состав, коммуникации, и много чего ещё. Деятельность ведётся в соответствии со множеством документов. Знать их рядовому клиенту, конечно же, не обязательно. Но изучить Правила перевозок пассажиров и багажа — желательно.

* Цена указана на июль 2018 года