Поезд — это сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами. В зависимости от его комплектации определяются и его функции: перевозка пассажиров, грузов, отдельные грузоперевозки или технические составы, которые обслуживают железнодорожную ветку.
Система нумерации поездов на РЖД (российских железных дорогах) предусматривает индивидуальный номер для каждого состава, в котором указан их вид, дорога обслуживания и ряд прочих информационных характеристик. Номер локомотива дальнего следования обозначается трехзначным числом и одной буквой. По нему можно определить направление движения, тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер состава уникальным и часто соответствует железной дороге отправления. Комбинация символов в нумерации поездов РЖД, прописанная в жд билете, позволяет пассажирам определить свой железнодорожный состав, прибывающий на перрон. Под этим номером он будет отправляться со станции, а не по целому маршруту, например, Москва — Адлер.
Некоторые поезда меняют номер в пути, когда изменяется направление движения. Например, на вокзале могут объявить, что прибывает пассажирский поезд 227/228. Это означает, что он сменит номер. Паровозы с совпадающими номерами имеют различные пути следования и не встречаются на одной станции. Номера пассажирских поездов, имеющих одинаковые цифры, всегда будут иметь разные литеры. Так, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать состав 001А Санкт-Петербург — Москва от 001Г Казань — Москва.
Когда локомотив следует в обратном направлении, буква на его номере меняется. Ведь он отправляется со станции, принадлежащей другому жд подразделению.
Бывает так, что у одного «железного» состава в наличии два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Это объясняется тем, что части вагонов принадлежат разным перевозчикам.
А если маршрут поезда по одним дням классифицируется фирменным, а по другим дням, как обычный, то в номерах меняют только букву.
Составы нумеруются в зависимости от категории и направления маршрута. Если поезда следуют на запад или юг, то, как правило, используются нечетные цифры, а если в обратном направлении, на восток или север, – то четные. Помимо паровоза, принято нумеровать вагоны, так как они, в составе поезда, могут принадлежать разным перевозчикам. В двух рядах следующая классификация номеров: категория вагона (н. п. пассажирский или грузовой, багажный или спальный, купейный или плацкарт, мягкий или жесткий и т.п.), соответствие коду железной дороги и порядковый номер вагона.
Номера поездов ржд расшифровка на проездном документе позволяет пассажиру получить полное представление о пути следования и характеристиках состава. С ней можно ознакомиться на официальном сайте железнодорожной компании-перевозчика.
Содержание:
Общие правила расшифровки, связанные с направлением движения состава
Нумерация поездов в России была сформирована к 2004 г. А в ноябре 2013, в соответствии с пунктом 2 Протокола пятьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества был утвержден «Порядок присвоения номеров поездам».
Вместе с поправками в распоряжении от 5 апреля 2014г., закон вступил в силу 1 июня 2014г. Действует он и на сегодняшний день.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации предусматривают единую нумерацию железнодорожного транспорта на территории СНГ. Это связано с обеспечением безопасности проезда жд транспорта, и во избежание путаницы в системе обслуживания и для понимания пассажирам, приобретающим билет.
Нумерация вагонов после 2014 года
В 2018 г. актуальна нумерация поездов, утвержденная в 2014 г., которая существовала и в 2015, 2016 и 2017 гг.
Нумерация пассажирских поездов, в зависимости от их предназначения делится на скорые, высокоскоростные и пассажирские. Нумерация скорых поездов открывает список:
- 1-150 — Скорые круглогодичные (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км);
- 151-298 — Скорые сезонного и разового обращения (скорость маршевая от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км);
- 301-450 — Пассажирские круглогодичные (скорость маршевая до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км);
- 451-598 — Пассажирские сезонные, разового назначения и детские ( как исключение, скорость маршевая до 50 км/час. Для этой категории предусмотрен маршрут следования состава более 150 км);
- 701-750 — Скоростные (скорость маршевая 91 км/час и более);
- 751-788 — Высокоскоростные (скорость маршевая 161 км/час и более);
- 790-799 — поезда системы «Экспресс 3». Данная нумерация поездов обязательна для поездов международного сообщения государств-участников Содружества на всем маршруте следования;
- 801-898 — поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных поездов);
- 901-920 — поезда служебного (специального) назначения;
- 921-940 — поезда номерные туристические или коммерческие;
- 941-960 — людские;
- 961-970 — грузопассажирские составы;
- 971-998 — почтово-багажные составы.
Нумерация пригородных поездов
Все пассажирские поезда, кроме электричек и пригородных поездов, имеют трехзначное число в номере. А составы местного назначения — четырехзначное значение:
- 6001-6099 — электропоезда, приграничные пригородные, пригородные (маршевая скорость 91 км/час и более);
- 7001-7198 — скоростные пригородные;
- 7201-7598 — скорые пригородные и городские;
- 7601-7628 — поезда служебного (специального) назначения.
Нумерация технических поездов
Чтобы не возникало путаницы при идентификации составов, для технических введена четырехзначная система нумерации, для хозяйственных поездов она начинается с 4000.
Нумерация локомотивов
Толкачи-резервные, следующие для подталкивания или после подталкивания поездов имеют следующую нумерацию:
- 4001-4148 — грузовые толкачи;
- 4151-4188 — пассажирских локомотивов;
- 4191-4198 — хозяйственных локомотивов.
Резервные локомотивы, следующие без вагонов:
- 4201-4228 — для подталкивания грузовых поездов;
- 4231-4258 — для подталкивания вывозных и передаточных поездов;
- 4261-4298 — для подталкивания хозяйственных поездов;
- 4401-4698 — нумерация зависит от категории поездов: ускоренных, соединенных, сквозных, участковых, сборных или сборно-участковых;
- 4701-4778 — тягачи для хозяйственных работ;
- 4779-4798 — рельсосмазыватели;
- 4801-4898 — от (к) вывозных, маневровых и передаточных поездов.
Сплотки резервных локомотивов, находящиеся в эксплуатации:
- 4901-4960 — грузовых составов;
- 4961-4990 — обозначение пассажирских составов;
- 4991-4998 — хозяйственных составов.
Нумерация до 2014 года
7 июня 2004 г. распоряжением N 2485р была утверждена новая нумерация железнодорожного транспорта. В связи с расширением диапазона скорых поездов изменения коснулись пассажирских составов:
- 1-148 — скорые круглогодичного обращения;
- 151-168 — скоростные составы круглогодичного и сезонного обращения;
- 171-178 — ускоренные круглогодичного и сезонного обращения;
- 181-298 — скорые сезонного обращения;
- 301-398 — пассажирские, круглогодичного обращения;
- 401-498 — пассажирские поезда сезонного обращения;
- 501-598 — пассажирские разового назначения;
- 601-698 — местные (межобластные) составы;
- 701-748 — эшелоны служебного (специального) назначения;
- 801-848 — скорые составы, дизель-поезда или электропоезда;
- 851-898 — скорые составы, дизель-поезда или электропоезда без предоставления дополнительных услуг;
- 971-988 — туристско-экскурсионные поезда.
Нумерация до 2004 года
До 2004 г. применялась другая, упрощенная нумерация пассажирских поездов. Для составов высокой важности применялись литеры. Не существовало деления на пригородные и составы дальнего следования. То есть на номер наносилась только заглавная буква.
- 1-99 — скорые;
- 101-156 — скорые летние;
- 171-299 — пассажирские;
- 301-399 — пассажирские летние;
- 401-599 — составы разового назначения;
- 501-599 — пассажирские летние;
- 801-899 — туристические.
Знание номера локомотива позволит пассажиру определить удобный для него маршрут. Также, на вокзале объявляют первые три цифры, по которым пассажир может ознакомиться со схемой проезда этого транспорта, расположенной на карте железнодорожного сообщения.
Какая белиберда!! Номер локомотива не имеет ничего общего с номером поезда! Автор неграмотный, даже перепечатать откуда-то текст не смог правильно! Позор!