Отправляясь в путешествие, необходимо приобрести проездной документ на проезд в железнодорожном транспорте. Основная отличительная особенность каждого из них, это номер вагонного состава. На первый взгляд все достаточно просто, но так ли это?
Содержание:
Сведения о нумерации
Нумерация вагонов — целая наука. Цифра, которая установлена на подвижный состав, говорить о ряде характеристик, о которых даже не догадывались.
По номеру можно определить:
- Тип вагонов;
- Какая железная дорога обслуживает;
- Можно определить и тип поезда.
Для железнодорожных составов, которые передвигаются по территории страны, нумерация пассажирского вагона достаточно простая, а вот если пассажир отправится в путешествие на международное направление, особенно габаритами РИЦ, то тут не все так просто.
Номера вагонов РЖД: что обозначают
Нумерация пассажирских вагонов передвигающихся по территории России представлена 8 цифрами, и наносится на сам внешний его вид в две строчки. Номер начинается с «0» и это не так просто. Каждая цифра несет на себе значение. В данном случае — «0» — это перевозка людей.
Следующие 2 цифры обозначают код железной дороги, которая обслуживает данный состав. Для того чтобы понимать, какая к какой дороге принадлежит нумерация:
- Станция Октябрьская — 01-07;
- Московская область — 17-23;
- Калининградская область — 10;
- Горьковская — 24 — 27;
- Северо-Кавказская — 51-53;
- Северная — 28-31;
- Сахалинская — 99;
- Юго-Восточная — 58-60;
- Дальневосточная —96-98;
- Южно-Уральская — 80-82;
- Приволжская — 61-62;
- Восточно-Сибирская — 90-93;
- Куйбышевская — 63-65;
- Западно-Сибирская — 83-87;
- Свердловская — 76-79;
- Красноярская — 88-89;
- Забайкальская — 94-95;
- Восточно-Сибирская — 90-93.
Эта информация указана в первом ряду на стене, следующая строка имеет другие обозначения, и определяет к какому типу, принадлежит состав.
- Мягкий — 0;
- Купе — 1;
- Плацкартный — 2;
- Передвигается по меж областям, и имеет сидения типа кресла — 3;
- Банковские и почтовые обозначаются цифрой 4;
- Багажный — 5;
- Технические работы на железной дороге — 7;
- Ресторан — 6;
- Специальный или резерв — 9.
Зная данную информацию, не только профессионал сможет определить, к какому типу он принадлежит, но и обычный пассажир, который не знал данную информацию.
Изотермический код
Изотермические используются на железной дороге для перевозки скоропортящихся продуктов. Для сохранности используется специальная теплоизоляция, благодаря которой, продукты доставляются в том виде, в котором они загружались.
Все они условно подразделяются:
- По назначению — универсальные, специальные;
- Способ охлаждения — рефрижераторные, а также возможность охлаждения при использовании специальных сжиженных газов;
- Способ отопления — при использовании электрического отопления или с возможностью отапливания при использовании печей.
Понятно, что они относятся к грузовым, но как и другие имеют свою номерную емкость. Цистерна обозначается цифрой 7, изотермический — 8. Эта информация больше необходима сотрудникам, работающим на железной дороге. При необходимости перевести продукты при использовании наземного транспорта, достаточно обратиться в отдел, занимающийся данным вопросом.
С хвоста или с головы начинают нумероваться вагоны поезда
При посадке, обязательно следует слушать то, что сообщает диспетчер на вокзале, так как есть несколько вариантов нумерации. Нумерация вагонов в поезде с головы или хвоста зависит от многих факторов. Нумерация с хвоста поезда — это, как правило, важная информация, которая требуется для изучения емкости.
Формирование происходит на конечной станции. Как правило, он состоит из 14 — 16 вагонов. Смена цифр зависит от того, в какой сезон отправляется он в поездку, а также от количества пассажиров.
Наиболее востребованными являются плацкартные вагоны. В составе их практически 50 % от всего количества.
Заранее узнать, откуда будет идти нумерация нельзя. Информация станет доступной только при объявлении или при посадке на него.
Нумерация вагонов
Кроме того, что каждый из них является собственностью той или иной дороги, о чем говорит номерная емкость на нем, стоит обратить внимание и на номера, которые формируются в зависимости от направления или сезона поездки.
Каждый имеет свой номер и присваивается он не так просто. Пассажирские подразделяются:
- Передвигающиеся по просторам России в течение всего года, код вагона 1 — 148. Они считаются скорыми и развивают скорость более 50 км/час.
- Скоростные поезда, которые двигаются на регулярной основе, а также запускаются в наиболее востребованные сезоны 151 — 168;
- Ускоренные типа Сапсан имеют номер — 171 −198;
- В дни школьных каникул, а также во время массовых перевозок используются составы с номерной емкостью 201 — 298;
- Поезда, отправляющиеся в путешествие на дальние расстояния, получают нумерацию от 301 до398;
- Сезонные поезда разового назначения — код вагона 501 — 298;
- Сезонные, для перевозки пассажиров — 401 — 498;
- Кроме пассажирских поездов, есть, и вагоны на которых перевозят военных, беженцев. Они получают номер от 701 до 748.
Что делать, если опоздал на поезд по причине ошибочного объявления порядка нумерации вагонов поезда?
Объявление нумерации поезда производится сотрудниками вокзала. При подаче поезда или по его приходу, они заранее знают о том, как он будет подаваться по отношению к главному вагону, ведущему состав.
Для того чтобы не пропустить эту информацию, необходимо внимательно слушать предоставляемую информацию на вокзале. Но, что делать, если пассажир опоздал на поезд, в случае неправильно объявления нумерации.
Правильные действия при опоздании заключаются в следующем:
- Необходимо подойти в кассу с билетом и документом удостоверяющим личность;
- Если был проездной документ, который куплен в интернете, то кассиру можно будет назвать номер электронного билета, а кассир самостоятельно произведет процедуру возврата;
- Возврат возможен только в том случае, если прошло не более 12 часов с момента опоздания;
- Для того чтобы получить деньги за билет, необходимо будет заполнить заявление. Возврат производится на карту в период от 7 до 30 дней.
Нумерация вагонов — важный процесс, которому уделяют большое внимание сотрудники — железнодорожники.
Статья на мой взгляд бестолково написана. Автор все свалил в кучу. Заголовок раздела про номера вагонов, а текст и про вагоны, и про поезда. Зачем рядовому пассажиру знать систему нумерации грузовых вагонов?
Сколько неизвестной ранее для меня информации! Раньше думала, что нумерация вагонов — это просто какой-то набор цифр, а оказывается, что все они что-то обозначают. Возьму себе данную информацию на заметку.
Пассажиру важнее всего порядковый номер вагона, указанный в билете, и откуда начинается нумерация вагонов с начала или конца состава. А все специальные обозначения нужны работникам железной дороги.
Информация конечно же интересная, но для меня, как для пассажира, самое главное- услышать слова диспетчера на вокзале и успеть добежать до своего вагона, особенно если поезд стоит несколько минут. Жаль, что о нумерации вагонов нельзя узнать заранее.
Можно. В служебных расписаниях такая инфа есть. Заметьте, если вы постоянно ездите на каком-то одном поезде, то у него нумерация всегда с одной стороны начинается))). Принцип прост: с начальной станции поезд отправляется с нумерацией с ГОЛОВЫ, если начальная станция относится к той ЖД, котоая его формирует. В обратном направлении — с ХВОСТА нумерация. Например, поезд 35/36 НИЖЕГОРОДЕЦ, формируется в Нижнем Новгороде, это значит, что у поезда 35 НН — Москва нумерация будет С ГОЛОВЫ, а в обратную сторону — из Мск в НН — нумерация будет с ХВОСТА. Важно помнить, что бывает на одном и том же маршруте несколько поездов — у них нумерация с ГОЛОВЫ при движении от станции формирования. Поезд 1/2 и 99/100 — оба Москва — Владивосток, но 1 формируется Москвой, поэтому с ГОЛОВЫ будет МСК — Владивосток, а Владивосток — МСК — с ХВОСТА, и наоборот, 99 формируется Владивостоком, поэтому из Владивостока будет с ГОЛОВЫ, из Мск — с ХВОСТА. Если в пути поезд меняет НАПРАВЛЕНИЕ движения, то нумерация тоже меняется. Например, поезд 347/348 Уфа — СПб, из Уфы до Рузаевки с ГОЛОВЫ, от Рузаевки до НН — с ХВОСТА, от НН до СПБ — с ГОЛОВЫ, от СПб до НН — с ХВОСТА, от НН до Рузаевки — с ГОЛОВЫ, от Рузаевки до Уфы — с ХВОСТА
Исчерпывающая информация о нумерации вагонов поездов! Никогда об этом не задумывался, но всё же понятно что нумерация неспроста является таковой! Занятная статейка получилась!
Не знала обо всем этом, честно говоря. Нумерация вагонов меня интересует только в те моменты, когда ищу вагон, указанный в билете) К слову, очень утомительно, если вагоны пронумерованы не по порядку и после 7 вдруг идет 14 или что-то вроде того.
Информация любопытная. Вечно волнующий вопрос, откуда нумерация вагонов. Всегда думала, что есть какая-то секретная система, как будет нумерован конкретный поезд, при покупке всегда пыталась выяснить это у сотрудника кассы. А получается заранее узнать это нельзя!
Я летом уезжал из Москвы с Курского вокзала и обратил внимание, что по зданию вокзала ходят специальные сотрудники и предлагают помощь. Помогают найти нужную платформу и подсказывают, с головы или с хвоста будет отсчет вагонов. Очень удобно!
Даже подумать не могла, что нумерация вагонов что-то значит. Теперь буду умничать среди друзей, осведомлять их. И буду знать, что только Сапсан может иметь нумерацию от 171 до 198.
Что значит опаздал из-за «неверного объявления»? Разве нельзя, если видишь, что времени уже нет, зайти в любой вагон и объяснить проводнику ситуацию? Ведь можно пройти внутри поезда в нужный вагон, или доехать до следующей остановки, а там уже найти нужный вагон?
У нас маленькая станция под названием Ночка. Никто не объявляет даже когда приходит поезд. А уж про нумерацию вагонов тем более. И стоянка поезда 2 мин. Каждый раз когда уезжаю,а езжу я часто,то меня просто паника берет,боюсь не успею подбежать к нужному вагону. Вот из этой ситуации найти выход?
Если не умеете делать, не берите ь.