Железной дорогой называется рельсовая трасса, осуществляющая перевозку различных грузов и пассажиров. Разделяется на несколько видов: магистральный, подъездной и городской. Стальные магистрали имеют еще одно деление – на большие (взрослые) и малые (детские). Детские железные дороги, по сути, являются центрами профессионального образования школьников для изучения железнодорожных специальностей.
Содержание:
Малые железные дороги
Первая в мире детская (малая) железная дорога, была открыта в Тбилиси, в 1935 г. За время существования Советского Союза в стране были построены более 50 ДЖД, в том числе – старейшие российские в Иркутске, Красноярске, Нижнем Новгороде.
Некоторые российские малые дороги появились на карте совсем недавно. К ним относится и детская железная дорога Казань, ставшая одновременно популярным развлечением горожан и гостей Татарстана, и серьезным обучающим центром, где находят свое призвание многие будущие руководители и сотрудники высокоскоростных магистралей РЖД.
Именно поэтому в профессиональной среде определение «детские» заменено на термин «малые».
В настоящее время на территории России более 20 железных дорог, полностью находящихся в распоряжении школьников – они работают машинистами, проводниками, путейцами.
История создания
Детскую или малую казанскую железную дорогу решено было построить на встрече президента Татарстана с главой РЖД в мае 2006 г. Под строительство первоначально предполагалось выделить территорию в парке им. Горького, однако неровный ландшафт с перепадами высот эксперты признали непригодным для проекта.
После придирчивого рассмотрения нескольких вариантов остановились на участке лесопарка «Лебяжье», определились с маршрутом: поезда будут курсировать между поселками Залесный и Юдино, где местность не имеет склонов, оврагов и других изъянов.
Строительство велось около года. Были построены:
- магистраль;
- вокзал;
- депо;
- станции;
- кассовый павильон (ст. «Изумрудная»);
- инженерные сооружения, необходимые для работы объекта;
- хорошо оснащенный, современный корпус для обучения.
В случае возникновения нештатной ситуации на стрелочных переводах срабатывает автоматическая система управления и блокировки.
Оснащение станций
Централизованный пост управления всей дорогой находится на первой станции «Молодежная».
Здесь же расположены:
- вокзал с кассой и салат-баром;
- пост дежурного;
- накопительная площадка;
- 70-метровая платформа под навесом.
Возле вокзала могут одновременно находиться около 300 человек.
Для удобства пассажиров оборудована удобная автостоянка местами для 50 авто.
Для технических работ сооружено депо: на 3 стойла имеется 1 смотровая яма.
Остановка «Спортивная» имеет посадочную платформу с прочным навесом. Недалеко, на остановке «Стадион Локомотив», останавливаются автобусы. Отсюда многие уезжают к озеру Изумрудному, в зону отдыха, пересаживаясь с автобуса на поезд, следующий к конечной станции «Изумрудная».
Посадочная платформа «Березовая роща» расположена в идеально чистой местности – вокруг путей большой зеленый массив из сосен и берез. Над платформой закреплены крышевые навесы.
Справочные данные
Основные сведения о работе ДЖД можно почерпнуть на официальном сайте: kidsafisha.com/places/otdyh/detskaya-zheleznaya-doroga-kazan.
Адрес предприятия: г. Казань, Кировский р-н, пос. Залесный, ул. Алтынова, 4а.
Летом с кассами на конечных станциях можно связаться по телефонам:
- +7 (843) 294 27 39 (ст. «Молодежная»);
- +7 (843) 294 27 05 (ст. «Изумрудная»).
Как функционирует
Малая казанская железная дорога работает весь год, но юные сотрудники обслуживают движение только в летние месяцы, в период каникул.
Группы на экскурсии записываются чуть раньше – с середины мая, и только по предварительной записи.
Прокатиться может каждый желающий в один из 5 дней в неделю – со среды по воскресенье, понедельник и вторник – выходные дни.
Путешественникам открыт доступ на территорию и в здание вокзала вместимостью 25 человек, в кассы и небольшое кафе.
Время работы в летний период: 09:30-15:30.
ДЖД Казани состоит из 4 станций:
- «Молодежная» (пос. Залесный);
- «Спортивная» (только посадочная платформа);
- «Березовая роща» (посадочная платформа);
- «Изумрудная». Конечная станция детской железной дороги Казани, расположена в поселке Юдино.
Поезд называется «Радуга», в нем 4 вагона, из которых первые два – открытого типа.
Железная дорога имеет протяженность 4,5 км.
Время в дороге – 23 минуты.
Поезд называется «Радуга», состоит из тепловозов (2) и вагонов (4). Есть пассажирские вагоны открытого типа – в жаркую погоду на них особенно большой спрос: есть возможность прокатиться с ветерком, заодно полюбоваться окружающими природными красотами.
Красивые современные вагоны оборудованы мягкими креслами, работает электронное табло. В дороге пассажиров сопровождают популярные детские песни, мелодии из мультфильмов.
На конечной станции время стоянки – 15 мин., можно сделать красивые фотографии природы вокруг Изумрудного озера. Желающие могут остаться, отдохнуть на берегах уникального водоема пару часов и вернуться на другом поезде.
Время отправления
Чтобы правильно рассчитать время на интересное путешествие, нужно предварительно ознакомиться с расписанием движения. От начальной и конечной станций составы отправляются по графику, представленному ниже.
Ст. «Молодежная»:
- 10:00;
- 11:23;
- 14:15;
- 15:38.
Ст. «Изумрудная»:
- 10:39;
- 12:02;
- 14:54;
- 16:17.
Казанская малая дорога не является скоростной магистралью: техническая скорость состава – 20 км/ч (по перегону) и 10 км/ч – по участкам перевода стрелок.
В сутки по маршруту проходят 4 состава.
Стоимость
Посадочные талоны приобретаются на конечных остановка, оборудованных кассами для продажи билетов – ст. «Молодежная», «Изумрудная», без указания №№ места.
Для детей не старше 10 лет стоимость билета – 50 руб.
Цена поездки для взрослых – 100 руб.
Как добраться
До малой железной дороги удобнее доехать двумя видами транспорта:
- Автомобилем – по придорожному указателю или, сориентировавшись по карте, повернуть к пос. Юдино;
- Автобусами. №№ 46, 72 – ост. «Железнодорожный техникум» и №№36, 104,158 – до остановки «Бехетле».
Детская железная дорога: особенности проекта
Малая железная дорога в Казани – проект, разработанный с целью организации профессиональной ориентации школьников, профессий, связанных с работой на железной дороге.
В период летних каникул все сотрудники малой жд, начиная от начальника станции, включая путевых обходчиков, машинистов, проводников, кассиров и кондукторов – дети.
Подготовка к работе ведется весь учебный год, с сентября по апрель. Будущие работники железной дороги в учебных аудиториях штудируют теорию, постигают азы профессии по 6 следующим направлениям:
- локомотивное хозяйство;
- вагонное хозяйство;
- путевое хозяйство;
- сигнализация, централизация, блокировка, связь;
- организация управления движением;
- пассажирское дело.
Постижение теории совмещается с прохождением практики на станциях Агрых, Канаш, Ижевск, Зеленый дол Горьковского отделения РЖД. Юных железнодорожников знакомят с устройством железной дороги, организацией движения составов, устройством средств связи и автоматизации. Будущие машинисты на практике получают знания по основам устройства тепловоза/электровоза.
Учебный процесс распланирован на 3 года: 2 года учащиеся знакомятся с рабочим курсом, за последний год нужно пройти специализацию по выбранной железнодорожной профессии.
В административном здании в 3 этажа, кроме учебных аудиторий имеется столовая, спортивный зал.
Кроме учебы, на ДЖД все желающие могут организовать занятия по интересам – посещать кружки технического или театрального профиля.
Таким образом, с помощью детской железной дороги создается система профильного непрерывного образования «школа – техникум – ВУЗ», где начальным звеном, является ДЖД, средним – техникум жд транспорта в столице Татарстана, высшей ступенью профобразования – Казанский филиал Российского университета путей сообщения.
* цены актуальны на июль 2018 года.