Ежегодно количество грузовых и пассажирских перевозок увеличивается в среднем на 3-5%. Строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) для самой большой страны мира — крайне важная и необходимая вещь. Скоростная железная дорога Москва — Казань станет второй в России (первая соединила Москву и Питер).

Что это?

Высокоскоростная железнодорожная магистраль позволяет поездам набирать скорость до 550 км/ч. Однако на практике такая скорость не нужна и даже опасна, поэтому составы развивают скорость порядка 250-300 км/ч. Для её функционирования необходимо специальное (новое) техническое оснащение путей сообщения, а также строительство новых вокзалов, способных принимать такого уровня электропоезда и увеличившийся грузо- и пассажиропоток. По новой, свежей, дороге должны пройти высокоскоростные поезда нового поколения (в России это «Сапсаны»).

Это интересно! Первая ВСМ в России связала Москву с Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, теперь по ней ходят известные всем «Сапсаны». Существует в планах и строительство ВСМ 2, которая пройдёт по маршруту Москва — Казань — Екатеринбург.

ВСМ — магистраль нового поколения

История

О том, что высокоскоростная железная дорога позволяет решать сразу несколько стратегически важных вопросов для страны, понимали ещё в прошлом веке, однако в связи с колоссальными затратами на её строительство и обслуживание не все даже сверхдержавы могут позволить себе такие проекты. Впервые мир узнал о ВСМ в 1964 году.

Тогда она соединила два главных города Японии — Токио и Осаку. За Японией последовала Франция в начале 1980-х. Вскоре вся Европа оказалась в паутине высокоскоростной железнодорожной магистрали. Просчитав все возможные экономические выгоды, вскоре Китай решил обзавестись такой железной дорогой. Сейчас он мировой лидер в этой сфере.

В ногу со временем шагает «Евразия»

ВСМ Москва — Казань — это всего лишь часть длинной железной дороги, призванной соединить 2 мировые столицы — Москву и Пекин, а это 7000 км. Китайская часть пути уже практически полностью построена. Впервые о проекте «Евразия» заговорили в 2012 году, по плану он должен быть завершён к 2030 году.

Однако начало строительства несколько раз откладывали, и на август 2018 года работы по-прежнему не начаты. Цена его составляет 240 млрд долларов. Отрезок пути Москва — Казань составляет 760 км, его планируют сдать к 2025 году.

Обратите внимание! По новой магистрали будут проходить «быстрые» поезда, способные развивать скорость до 500 км/ч. Они разработаны российской компанией «Синара» и китайской China CNR Corporation.

Трасса будущего пройдет по городам-миллионникам

ВСМ Москва — Казань в цифрах

ВСМ Москва — Казань пройдёт по следующему маршруту:

  • Москва — Владимир (200 км);
  • Владимир — Нижний Новгород (215 км);
  • Нижний Новгород — Чебоксары (235 км) и до Казани (120 км). На этом отрезке будет использовано 13000 га земли.

Строительство планируют закончить к 2025 году.

Обратите внимание! Согласно планам, в некоторых городах (например, в Подмосковье и Владимире) уже начались работы по созданию необходимой инфраструктуры (новые жд вокзалы, подведение электричества, теплоснабжениях и т. д.). Определены и станции отправления: с Курского вокзала в Москве и Казани-2 в столице Татарстана. Часть московской ветки уже строится.

На карте плана обозначены следующие остановки: Помары, Чебоксары, Полянки, Нива, Нижний Новгород, Стригино, Дзержинск, Гороховец, Ковров, Владимир, Петушки, Орехово-Зуево и Ногинск. Время в пути сократится втрое: с 14 часов 7 минут до 3 часов 30 минут.

Подробно о Владимире

5,5 тысяч га земли города Владимир и Владимирской области будет использовано в строительстве новой дороги, протяжённость которой на этом участке составляет порядка 251 км — (246 км областного пути и 5 км непосредственно в городской черте).

Прохождение электропоездов из Москвы во Владимир после строительства магистрали будет занимать не больше часа. В планах построить новый железно-дорожный вокзал.

Поезда, призванные заменить привычный жд транспорт

Проект по строительству ВСМ во Владимирской области уже прошёл всевозможные экспертизы.

Сложность этого участка заключается в том, что проектировщики не смогли предотвратить сноса домовладений. Итогом строительства во Владимирской области станет:

  • вырубка 25 688 га леса;
  • строительство 200 мостов, 20 эстакад, 10 путепроводов;
  • постройка 4 станций-остановок: в Петушках, во Владимире, Коврове и Гороховце;
  • новый жд вокзал в Гороховце (в 5 км от гипермаркета «Глобус»);
  • снос 3-4 жилых строений в деревне Старое Перепечино.

Что принесёт с собой дорога

Вот уже около 10 лет не смолкают споры о том, нужен ли России такой дорогой долгострой. Как бы то ни было, решение о строительстве принято, работы на некоторых участках на август 2018 года идут на полном ходу. Что же даст магистраль?

Плюсы:

  • Столь масштабный проект подразумевает многомиллиардные закупки стройматериалов, которые, по условиям контракта, будут производиться на территории РФ (многие заводы получат долгосрочные заказы, вынуждены будут увеличить объёмы производства, а это приведёт к повышению заработной платы рабочим).
  • Эксплуатация ВСМ потребует строительства не только новых путей сообщения, но и новейшей инфраструктуры: вокзалы, автодороги на подъездах к жд станциям, новые линии ЛЭП, водопроводы и т. д.
  • Появление ВСМ неизбежно приведёт к увеличению пассажиропотока, а это создаст все условия для развития малого бизнеса.
  • Граждане за небольшие деньги сэкономят массу времени. Для сравнения: из Москвы до Казани сейчас поезда едут около 15 часов, после ввода в эксплуатацию ВСМ время в пути на этом отрезке составит около 4 часов.

    Скоростная железная дорога Москва — Казань, схема по Владимирской области

Аргументы противников

Существует немало людей, считающих столь дорогой проект крайне невыгодным. Их аргументы таковы:

  • Слишком долгий срок окупаемости (порядка 10 лет при благоприятных условиях).
  • Привлечение денег частных инвесторов — крайне сомнительная перспектива, считают некоторые аналитики.
  • Чтобы построить новую магистраль, придётся снести не один объект инфраструктуры, а также вырубить леса и снести частные домовладения.
  • Цена на билет будет значительно выше, чем на обычный поезд. К тому же будет альтернатива — обычные поезда, самолёты и рейсовые автобусы.
  • Скептики также сомневаются в том, что пассажиропоток увеличится в разы: ему неоткуда браться, считают они. А при существующем пассажиропотоке поезда вместимостью до 743 пассажиров будут работать в ущерб.

Строительство ВСМ — процесс неизбежный, его действие уже испытывают на себе некоторые регионы. Сможет ли столь важный международный проект окупить себя, и каким будет результат его воплощения в жизнь, на данный момент крайне трудно ответить.