Разводные мосты являются одними из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга. В город на Неве приезжают многие путешественники, чтобы насладиться этим уникальным зрелищем. Прекрасная картина открывается в период Белых ночей, когда на набережной собирается большое количество туристов и местных жителей. Дворцовый мост располагается в самом сердце города. Этот символ Питера обязательно запомнится каждому отдыхающему.

История

1 этап — Плашкоутный мост

Вопрос постройки моста через Неву в районе Адмиралтейского и Васильевского островов стал актуальным в средине 19 столетия. Представители купечества попросили российского императора Николая I переместить Исаакиевский мост ближе к Зимнему дворцу. Таким образом удалось бы решить проблему логистики, ведь добираться до учреждений Торгового порта было очень долго.

Старое фото дворцового моста

Ответственным за разработку проекта назначили известного российского инженера Ивана Кондратьевича Герарда. Изначально береговые опоры и периллы моста сделали из дерева. Настоящим украшением являлись чугунные торшеры с фонарями, что были выполнены в декоративном стиле. Работы велись примерно три года, строительство завершилось 10 октября 1856 года. Конструкцию регулярно стали разводить в зимний период времени. Примерно через 20 лет на этом мосту впервые в Петербурге появилось освящение электрическими дампами. Каждую зиму фонари убирали из этого места.

Дополнительная информация! Местонахождение моста перенесли в 1896 году, постройку решили расположить в практичном месте. Был издан указ, согласно которому требовалось передвинуть ее примерно на 50 метров в сторону, чтобы площадка перед фасадом Зимнего дворца имела более привлекательный вид.

2 этап — Постоянный мост

Плавучий мост несколько раз реставрировался, потому что в пазах плашкоутов (плавучих опор) иногда образовывалась течь, они изредка тонули. Недостаточно устойчивую конструкцию решили заменить. Более практично было построить постоянный мост, а старый перенести ближе к Сенаторской площади. В городе был оглашен конкурс, всего рассмотрели 27 различных чертежей. Все первоначальные описания отбросили, принять ответственное решение удалось только после продления соревнования среди инженеров-проектировщиков. Наконец-то в 1904 году все было готово к строительству, но проведению работ помешала русско-японская война, а также Первая русская революция 1905 года.

Возобновили возведение под присмотром Роберта-Фридриха Мельцера (известного архитектора царского дворца). Договор о постройке подписали с Обществом Коломенских заводов. Сложная конструкция должна была получить привлекательный вид и при этом оставаться максимально прочной. Хотя процесс возведения моста начался еще в 1911 году, закончить его вновь не получилось быстро. Воспрепятствовало наводнение 1914 года (тогда конструкция лишилась одной опоры), а также боевые действия времен Первой мировой войны. Окончательно новый Дворцовый мост открыли в 1916 году.

Дворцовый мост вечером

Самый сложный период в истории достопримечательности пришелся на Вторую мировую войну. В этот период времени данную постройку гитлеровские войска постоянно обстреливали артиллерийскими залпами. Конструкция была важной стратегической точкой блокадного Ленинграда и целью номер один для врага. В 1943 году в ходе бомбардировки на Дворцовый мост сбросили бомбу, но она после удара о поверхность виадука не разорвалась, а только соскользнула в воду. Прогремел громкий и мощный взрыв, эпицентр которого находился на глубине 4,5 метра. Взрывная волна немного повредила целостность конструкции, но рабочие «Ленмостостроя» очень быстро провели ремонтные работы

В последний раз серьезные изменения во внешнем виде достопримечательность претерпела в 1994 году, когда во время замены асфальта рабочие убрали ряд трамвайных рельсов. Через три года на мосту установили качественную ночную подсветку.

Полезно знать! С тех пор постройка практически не меняла свой дизайн. Первый глобальный ремонт произошел в 1967 году, также аналогичные работы проводились и через 10 лет.

Работы по реконструкции велись и в 2012-2013 годах. Строители исправно заменили разводной механизм на более современный аналог. Изначально мост на некоторый период хотели закрыть, но от подобного решения в скором времени отказались. Путь оставили открытым для проезда. Именно через Дворцовский мост ежедневно проезжали тысячи машин, заморозка движения привела бы к транспортному коллапсу. Рабочие решили ограничиться частичным ограничением доступных для проезда полос.

Почему его так называют

Название «Дворцовый» у моста появилось не случайно. Санкт-Петербург — это город, являющийся резиденцией российских императоров. Именно в центре Питера находится здание Зимнего дворца и Дворцовой набережной, в честь них и была названа эта постройка.

Важно! Представители коммунистической партии быстро изменили название моста на «Республиканский». Новая власть не хотела, чтобы в городе были названия, напоминающие о прошлом. Старое наименование вернули в 1952 году.

Интересные особенности

Дворцовый мост в городе Санкт-Петербург реально увидеть в разведенном виде в темный период суток. Туристам рекомендовано приходить на набережную глубокой ночью (1.25-2.50) или под утро (3.10-4.55). Точное расписание практически не меняют. В это время на набережных из динамиков звучит классическая музыка. Только в исключительных случаях мост разводят внепланово. Открыть проезд для больших суден днем можно только в экстренных случаях, подобные действия выполняют для проведения ремонта. Также разводят другие популярные мосты в городе — Литейный и Володарский.

Разведенный мост в ночной период времени

Дворцовый мост состоит из пяти перелетов, третий (центральный) — является разводным. Конструкция качественно сбалансирована, так как на шарнирах подвешены противовесы. 700-тонные пролеты могут подниматься при помощи крупных шестерней и современных электромоторов. Данный механизм надежно работает на протяжении многих лет.

Полностью от сбоев уберечь конструкцию не удалось. Например, проблемы возникли в 2002 году, когда в шестерне отломился «зубчик». По этой причине на Неве даже образовалась небольшая очередь из задержанных кораблей. Также подобный случай зарегистрировали в 2009 году, когда по техническим причинам процесс развода перенесли на 50 минут. На данный момент Дворцовый мост является одним из самых сложных по конструкции в мире.

Полезно знать! Общая длина моста — 250 метров, ширина пешеходной зоны и проезжей части — 2,82 и 21,97 метров соответственно.

Занимательные факты

Дворцовый мост считается культовым местом в Санкт-Петербурге, с которым связано большое количество интересных фактов. Например, известный канатоходец Расул Абакаров решил покорить его в честь 315-летия Питера. Бесстрашный парень связал два берега Невы и прошелся по тонкому канату над разведенным мостом. За событием в ночь с 26 на 27 мая наблюдало большое количество людей, каждый шаг мужчины сопровождал аккомпанемент симфонического оркестра театра. Сам Расул рассказал, что задумался о подобном трюке после случая на Васильевском острове, когда он не мог перебраться на другую сторону реки. В подготовке к проходу по канату экстремалу помогал его отец.

Звезда в перевернутом виде

Также одна из декоративных звезд, увековеченных на внешней стороне перил Дворцового моста, отличается от остальных. При строительстве была допущена ошибка, символ СССР прикрепили в перевернутом виде. Найти нетипичную звезду не очень сложно, она является девятнадцатой по счету. Следует идти по левой стороне дороги, постепенно удаляясь от Эрмитажа.

Как до него добраться, адрес

Дворцовый мост расположен в самом центре города. Ближняя станция метрополитена — «Адмиралтейская» (фиолетовая ветка). Ее адрес — Кирпичный переулок, 3. С одной стороны моста находится стык Университетской набережной и Биржевой площади, а со второй — перекресток Дворцовой и Адмиралтейской набережной, а также Дворцовой площади. Ориентиром станут здания Кунсткамеры и Зимний дворец. Пешком от Московского железнодорожного вокзала придется преодолеть 3,5 километра.

Мост с высоты птичьего полета

На метро добираться не слишком удобно, лучше сесть на 7 или 24 автобус (краткий путь займет 25 минут). Ехать рекомендовано от остановки «Площади Восстания» и до «Площади Дворцовой». Находиться около моста можно и на лодке, туристы часто пользуются услугами экскурсии по Неве на катере. На собственной машине лучше всего добираться к достопримечательности, воспользовавшись навигатором. Точные GPS-координаты на карте: 59.941208, 30.308181.

Таким образом, разводные мосты являются настоящей «изюминкой» Санкт-Петербурга. В центральной части города на Неве расположен Дворцовый мост, отличающийся от своих аналогов интересным дизайном и удивительной историей.