Мосты для Питера имеют огромное значение. Они соединяют берега, обладают исторической и культурной значимостью, их вечерний развод привлекает сотни туристов и горожан. Одним из самых длинных и красивых мостов является Троицкий.

По северной части моста проходит Пулковский (нулевой) меридиан. Он использовался в картах и атласах до XX столетия.

История

В истории эксплуатации переправы выделяют несколько этапов.

I этап — Плашкоутный мост

Троицкий мост

Троицкий мост берет свое начало в 1803 г., спустя столетие, после основания Санкт- Петербурга. В этот год рядом с Троицкой площадью был установлен плашкоутный мост. Через два десятилетия он перестал соответствовать потребностям горожан. Его внешний вид не вписывался в городскую архитектуру.

В 1924 году начался ремонт по проекту инженера Лебедева. Рабочие использовали блоки из гранита для укрепления береговых устоев. Блоки заранее демонтировали с каналов, близ Михайловского замка.

К ноябрю 1824 г. был завершен Левобережный устой. Через год рабочие приступили к строительству устоя на правом берегу, который был спланирован как дамба.

На заметку! В 1827 году состоялось открытие обновленного, наплавного моста, названного Троицким.

Его особенностью стал богатый декор:

  • Фонарные столбы, порталы и перила были изготовлены из чугуна по индивидуальным проектам инженеров: П.П. Базена, А.П. Зуева, В.П. Лебедева.
  • Разные элементы декора покрывались сусальным золотом.
  • Пирамидальные обелиски украшались щитами овальной формы и перекрещенными мечами.

К 1876 году по нему проложили конно-железную дорогу.

После 70-летней эксплуатации мост закрыли на капитальный ремонт, сняв с него элементы декора. Их установили на другие городские объекты.

Наплавной

II этап — Постоянный мост

В октябре 1891 года Городская дума приняла решение построить третий постоянный мост в городе. В конкурсном отборе приняли участие инженеры из России, Испании, Венгрии, Голландии, Болгарии и Франции. Дума оплатила лучшие проекты.

  • Фирме знаменитого проектировщика Эйфелевой бани — Гюстава Эйфеля досталось 6 тысяч рублей за проект «Минор».
  • Инженерам из России Е.К. Кнорре и К. Лембке за проект «Кремль» оплатили 3 тысячи рублей.
  • Инженер Момчилов из Болгарии на проекте «Сталь» заработал 1,5 тысячи рублей.

Николай II в 1897 году утвердил проектное решение фирмы «Батильон» (Франция), не принимавшей участие в конкурсе. Его план позволял сэкономить на металле. Важным условием договора было использование русских материалов и рабочих своей страны. Сумма проекта: 5 200 000 рублей.  На церемонию закладки прибыли главы из России и Франции, что подчеркивало важность объекта.

При строительстве основного моста, наплавной переместили по течению Невы, к Мраморному переулку. Материалы и конструкции для будущего сооружения изготавливались в разных городах:

  • В Польше, Риге, Ревеле и Санкт-Петербурге производился металл для верхнего пролета.
  • Фермы собирали в Санкт-Петербурге и Волынкиной деревне.
  • Опоры создавались в Донецке.
  • Решетки отливали в Санкт-Петербурге, канделябры и картуши — в Ревеле.

Строительство Троицкой переправы 1901 г

В 1903 году прошло торжественное открытие новой переправы, приуроченное к 200-летию города. Члены императорской семьи и все присутствующие наслаждались первым праздничным разводом, крестным ходом и салютом.

III этап — реконструкция 1965-67 гг.

К середине XX столетия разводной пролет шириной 22,8 м стал ограничивать проходимость судов. Городские власти приняли решение увеличить его. Во время ремонтных работ, для сохранения движения, рабочие монтировали временный разводной мост.

Позитивные изменения:

  • Установка постоянного и разводного пролета с системой гидропривода вместо старого на левом берегу.
  • Облицовка гранитом железобетонных балок.
  • Увеличение площади тротуаров, создание плавных въездов.
  • Установление обелисков из гранита.
  • Введение новых просторных спусков.

В 1967 году переправу открыли для автомобилей и автобусов.

IV этап — реконструкция 2001 −2003 гг.

За этот период был отремонтирован разводной пролет, восстановлено освещение и контактные сети, положено новое покрытие на дорогу, монтирована художественная подсветка. Мосту вернули утраченный декор периода царской России.
Праздничное открытие состоялось в день 300-летия города.

Двуглавый орел

Названия

Первый мост, построенный в 1803 г., назывался Петербургским. Через 20 лет, в период его перестройки, ему планировали дать новое имя — Суворовский. Архитектурным началом переправы была Суворовская площадь, выполненная по проекту Карла Ивановича Росси, напротив моста располагалась памятная скульптура знаменитому полководцу. Идею не утвердили.
В 1927 году обновленная переправа получила название в честь располагавшейся вблизи Троицкой площади и Троицкого собора, освященного в день Святой Троицы. Мост стал называться Троицким.

Во время строительства (1891 г.), от депутатов Думы поступило предложение переименовать мост в Александро-Мариинский, в честь юбилея царствующей семьи. Император не одобрил эту и идею и сохранил старое наименование.

На заметку! В мятежное время русской революции (1918 г.) переправу назвали мостом Равенства.

После убийства члена Президиума ВЦИК Сергея Мироновича Кирова (1934 г.) у моста появилось новое название — Кировский. Венчавшие обелиски двуглавые орлы заменили на пятиконечные звезды. Находящиеся на обелисках доски с именами проектировщиков были заменены на таблицы с информацией о Кирове.

В 1991 г. мосту вернули историческое название — Троицкий. Спустя три года, по инициативе демократов, первоначальные памятные доски вновь установили на обелиски.

Особенности

Мост гармонично сочетает две разных конструкции: консольно-балочную и консольно-арочную ферму. Основные показатели:

  • Наличие 5 пролетов, ближе к левому берегу реки Невы находится разводной пролет.
  • Длина — 582 м.
  • Ширина — 23,43 м.
  • Ширина проезжей части — 19 м.
  • Ширина тротуаров — 2,3 м.
  • На перилах присутствует точка, показывающая середину.
  • Вечером и ночью работает удивительная по своей красоте подсветка.
  • Украшение символами самодержавия: обелисками, трехрожковыми фонарями, мемориальными досками.

Панорамный вид

Обратите внимание! У Троицкого моста в СПБ есть красивая легенда, связанная с Валерием Павловичем Чкаловым. Прямых доказательств нет, но есть свидетели, утверждающие, как знаменитый летчик-испытатель совершил авантюрный полет под мостом, чтобы завоевать сердце любимой девушки. Этот сюжет показан в фильме «Валерий Чкалов». Играющий его актер Евгений Борисенко, несколько раз пролетал под переправой.

Сколько мостов видно с Троицкой переправы? Семь:

  • Эрмитажный;
  • Литейный;
  • Верхне-Лебяжий;
  • Иоанновский;
  • Дворцовый;
  • Биржевой;
  • Прачечный.

Как добраться?

Троицкий мост находится в Петроградском районе. Он соединяет Петроградскую часть с центром Петербурга. Через Большую Неву открывается вид на Дворцовой мост. Вдоль Троицкой переправы, пересекая Городской и Аптекарский проспекты, проходит Каменноостровский проспект. За переправой, на Петровской Набережной, расположена Троицкая площадь.

Координаты: 59.949174; 30.327113.

Доехать можно на метро. Ближайшие станции:

  • Адмиралтейская;
  • Горьковская;
  • Невский проспект.

На городских автобусах: 5 М, 46, 49.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге — это важнейший объект культуры и архитектуры, которым восторгаются горожане и туристы.