Санкт-Петербург – это крупнейший город России, наполненный достопримечательностями, заслуживающими пристального внимания. Таким среди прочих является Аничков мост. Его история начинается с середины 18 века. Особенности, этапы создания, легенды связанные с постройкой, далее в кратком описании Аничкова моста.
История моста
Поводом к началу строительства стал указ Петра 1. Работы по сооружению начались в 1715 году. Сначала мост возвели в целях перекрытия протока реки Фонтанки. Первоначально мостик представлял собой деревянное строение, укрепленное на сварных опорах. Работы по строительству окончены в мае 1716 года. В период с 1726 по 1742 годы неоднократно проводились работы по ремонту сооружения. К концу 18 века Аничкин мост в Питере приобрел постоянный вид — стал трехпролетным каменным. В 1841 году мост расширен до красной линии Невского проспекта. Пролеты сделали арочными.
Во время второй мировой войны Аничков мост в Санкт-Петербурге получил серьезные повреждения. Были разрушены большие участки ограждения. К 1 маю 1945 года разрушения ликвидировали.
Почему так называют
Народная версия о происхождении названия гласит, о некой Анне, в честь которой назван мост. Это городские легенды, сохранившиеся в истории. На самом деле мост получил название в честь инженера, подполковника Аничкова, руководящего строительством моста. Его батальон, состоящий из солдат, участвовавших в строительстве, находился неподалеку от места работ в Аничковой слободе.
Что за скульптуры
Аничков мост в Питере украшают скульптурные группы укротителей коней. Были выполнены Петром Клодтом – известным скульптором в 30 годы 19 века. Клодт разработал модели скульптур в натуральную величину и лично занимался их отливкой. В ноябре 1841 года установлена первая скульптура с западной стороны моста. В скором времени были установлены все бронзовые статуи укротителей коней и на западной, и на восточной части сооружения.
Особенности моста
В 1749 году мост был перестроен и укреплен. Это сделано для прохождения по нему слонов, которых подарил императрице персидский шах. Два века назад переправу разводили с целью не допустить в город волков, которые жили в лесах, располагавшихся на границе с Петербургом.
В 18 веке мост с конями в Питере был не только переправой, но и своеобразной таможней города. Сооружение было оборудовано шлагбаумом. В этом месте проходила граница города и каждый въезжающий в него должен был заплатить пошлину. Плата взымалась не только деньгами. Оплатить проезд в город можно было камнями, нужными для выкладки дорог на улицах.
В 1839 году принято решение о перестройке моста, поскольку он стал слишком узким для оживленного движения. Окружает его чугунная ограда, украшенная барельефами морских коньков и русалок. Оформление ограды проводилось по проекту архитектора Брюлова.
Неофициальное народное название сооружения – «мост 18 яиц». Кроме четырех скульптур коней и юношей вплоть до 1917 года неотъемлемым атрибутом переправы был городовой. Страж порядка стоял на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. После того должность постового сократили количественная составляющая в народном названии изменилась. 18 яиц было заменено на 16.
Еще одна особенность – это незаметная на первый взгляд часть скульптуры коня. Без пристального внимания ее тяжело рассмотреть. Лошади которые обращены в сторону Литейного проспекта не подкованы, а те, которые укрощены подкованы.
Есть две версии, объясняющие этот момент:
- первая гласит о том, что это элемент, отображающий этапы борьбы человека с силами природы. Подкованные лошади олицетворяют победу человека в этой схватке;
- вторая объясняет это тем, что на территории Литейного проспекта ранее располагалась кузня. Те лошади, которые только направляются в эту сторону, еще не подкованы. Те же, которые устремлены в противоположную сторону, уже получили необходимый атрибут. Зачатки некой своеобразной рекламы 18 века.
Особенностью, заслуживающей внимания, считается характерное изображение, напоминающее черты лица, а точнее его местоположение – гениталии лошади. До сих пор нет достоверной информации о значении этого изображения. Одна из догадок гласит о том, что таким образом Клодт отомстил любовнику своей жены, с которым она ему изменила. По другой версии – это изображение Наполеона.
Как добраться
Адрес Аничкова моста: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект. В окружении находятся не менее известные достопримечательности города – Аничков Дворец, Фонтанный двор и Дворец Белосельских-Белозерских. Быстрый способ добраться до Аничкова моста – метро. От станции «Невский проспект» («Гостиный двор») двигаться по направлению увеличения нумерации домов.
Либо же от станции метро «Площадь Восстания» («Маяковская»). В этом случае идти в сторону уменьшения нумерации домов. Помощником, который подскажет нужное направление, могут стать Google карты. Дорога от станции метро занимает 10 минут, в течение которых можно прогуляться до моста мимо других достопримечательностей города.
Деревянный мост, возведенный по приказу Петра 1, превратился в величественную каменную постройку. Постоянно перестраиваемый, переживший блокаду Ленинграда, Аничков мост, находящийся в центральном районе Санкт-Петербурга не утратил красоты, по праву занял почетное звание культурного наследия России и достопримечательности Санкт-Петербурга.
Красивый город