Мост «Арфа Давида» или Струнный мост (на иврите Гешер а-Мейтарим) – это легкорельсовый канатный мост в Иерусалиме. Он расположен возле самого оживленного въезда в Иерусалиме, в районе Кирьят-Моше. Мост используется Красной линией Иерусалимского трамвая, который запустили в эксплуатацию 19 августа 2011 года. Конструкция также имеет стеклянную дорожку, которая позволяет пешеходам добраться из района Кирьят-Моше к центральному автовокзалу.
Предыстория

Арфа Давида была спроектирована испанским архитектором и инженером Сантьяго Калатрава. Он впервые посетил Израиль для открытия выставки своих работ в Хайфе в 1997 году. Во время этого визита его пригласили спроектировать пешеходный мост в Петах-Тикве, который был открыт в 2005 году. После этого он был приглашен в Иерусалим главным инженером города Ури Шетритом и тогдашним мэром Эхудом Ольмертом. По словам Калатравы, они предложили ему «сделать самый красивый современный мост».
История
Строительство моста началось в 2005 году. Ориентировочная стоимость проекта составила 129 млн шекелей, что намного выше первоначального прогноза в 80 миллионов шекелей. В итоге конечная цена выросла почти вдвое, до 246 миллионов шекелей (70 миллионов долларов). Строительство оплачивалось за счет муниципалитета Иерусалима и израильского правительства. Конструкция была открыта 25 июня 2008 года в честь 60-летия Израиля.
Символика
По форме конструкция напоминает шатер в пустыне или арфу с тросами в виде струн, символизирующих арфу царя Давида, а другие интерпретируют надвигающийся пилон как бюст птицы с длинной шеей, человеческую руку или лук, заряженный стрелой.
Дизайн
Мост был спроектирован таким образом, чтобы добавить определяющий визуальный элемент к иерусалимской «линии горизонта» на въезде в город и обеспечить движение скоростного трамвая, которая, как ожидалось, решила бы часть проблем городского транспорта.
Подобно Пуэнте-дель-Аламильо в Севильи (также детищу Калатравы), Арфа Давида использует наклонную консольную башню, чтобы уменьшить часть нагрузки и количество необходимых кабельных стоек. Конструкция состоит из одного пилона, уравновешивающего 160-метровый пролет с кабелями, что создает ни с чем несравнимое архитектурное решение. Такая конструкция в традиционном понимании не симметрична. Но визуальный эффект впечатляет.
Изюминкой моста является мачта высотой 119 метров с 66 стальными опорами, поддерживающими проезжую часть. Они расположены в параболической форме, которая развивается в трехмерном пространстве. Внешняя часть моста в основном облицована иерусалимским камнем со стальными, стеклянными и бетонными деталями.
Калатрава построил 40 мостов в разных странах. Но иерусалимский – первый, который инженер спроектировал для перевозки как поездов, так и пешеходов. На момент окончания строительства это была самая высокая постройка в Иерусалиме. Хотя соседня гостиница Crowne Plaza может показаться выше. Журнал Time назвал строение «Первой Иерусалимской святыней современного дизайна», которая стала туристической достопримечательностью.
Отзывы и критика
Проект подвергся критике за то, что является экстравагантным и дорогостоящим решением поставленной транспортной проблемы. Его сторонники, такие как историк архитектуры Дэвид Кроянкер, сказали, что мост помогает развитию западного Иерусалима и отвечает его современным требованиям. Художник Джонатан Кис-Лев включил мост в одну из своих картин, скорее всего, в знак признания. В целом, однако, проект был подвергнут критике как дорогостоящее и экстравагантное решение проблемы, которая могла бы быть решена с помощью более дешевых средств.
Эстетика моста и его визуальное влияние на Иерусалим также были спорными. По мнению некоторых, мост, расположенный в оживленном месте, не отвечает целям доступности, потому что недостаточно приспособлен для движения транспорта, а нехватка места не позволяет оценить художественные качества конструкции. В то время как другие считают, что он просто не в своей стихии, и задаются вопросом, подходит ли он визуально городу.
Церемония открытия моста, стоимостью 500 000 долларов, также вызвала критику. Особенно в связи с тем, что молодые танцовщицы, которых впоследствии окрестили «талибской труппой», были вынуждены надеть длинные юбки и покрыть волосы после того, как ультраортодоксальные евреи пригрозили сорвать мероприятие.