Когда речь заходит о самолетах гражданской авиации, обычно все представляют огромные авилайнеры. Обычно такие самолеты осуществляют полет по тысячекилометровым трассам. Перед тем как появился авиалайнер Як 40 для местных перевозок использовались поршневые самолеты. Тем временем воздушное судно устарело и требовалось заменить новым лайнером. В начале 60-х годов появился новый самолет. Як-40 — первый в России и в мире реактивный самолет МВЛ и первый пассажирский самолет ОКБ им. Яковлева.

Интересно. Это один из первых реактивных российских самолетов, который получил сертификат.

Из-за своего скромного размера и обильного выхлопа двигателей Як-40 получил у пилотов прозвище «железный окурок». Для того чтобы составления нового проекта и производства воздушного лайнера, специалистам пришлось потратить немало сил. На сегодняшний день воздушные лайнеры эксплуатируются на регулярных авиалиниях.

Обзор лайнера Як 40

Схема салона

Як-40 считается максимально простым воздушным судном. Транспортное средство рассчитано на наземный и летный персонал средней квалификации. В отличие от других лайнеров, ЯК 40 отличается надежностью в эксплуатации. Воздушное судно взлетает даже в случае отказа любого из трех двигателей при максимальной скорости 546 км/ч. У самолета крыло оснащено двумя консолями. В каждой из них есть три секции с наличием элеронов.

Для удобства пассажиров салон делится на две зоны: каюта Главного пассажира, Главный зал, зона отдыха, салон для сопровождающих и вспомогательные помещения.

Обратите внимание. Каждый салон оборудован мягкими раскладывающимися креслами и диванами. Эксклюзивная мебель выполнена из натуральной кожи. Для элементов декора подобрана фурнитура, которая выполнена из ценных материалов. В салоне установлено светодиодное освещение.

Конструкция консоли достаточно прочная и состоит из двух стен. А вот конструкция продольных стенок — швеллерная балка, состоящая из верхнего и нижнего поясов и стенки, подкреплённой стойками. Стрингеры изготовлены из прессованных алюминиевых профилей таврового сечения. Крылья воздушного судна имеют вырез предназначенный для стойки амортизации. Благодаря наличию больших колес значительно уменьшается давление на поверхность. Фото современного салона ЯК 40 выглядит следующим образом:

Как выглядит салон лайнера Як 40

Характеристики современного самолета Як 40

Аэродинамика самолета ЯК 40 оснащена трехмоторным турбореактивным двигателем. Это устройство находится в задней части лайнера.

На заметку. Турбореактивные двигатели установлены в пилоны, которые располагаются в хвосте транспортного средства.

Як 40 салон производился исключительно на экспорт. Он прежде всего оборудован большими круглыми иллюминаторами и приемлемой звукоизоляцией. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+2. На борту размещаются от 27 до 40 пассажиров, которых возможно перевезти на расстоянии до 2500 км.

Обратите внимание!Неподготовленные аэродромы могут принять экипаж при помощи откидного трапа, предоставленного специально для пассажиров. Хвостовая часть фюзеляжа выполняет работу без излишнего шума.

Технические характеристики

Двигатель — ТРДД Запорожского моторостроительного КБ. Площадь крыла составляет (м2): 70.00. Этим самолетом может управлять даже наземный персонал средней клссификации. Отличные технические характеристики самолета свидетельствуют о его надежности и безопасности:

  • Грузоподъемность самолета — 3240 км.
  • Длина разбега — 850 м.
  • Диаметр фюзеляжа — 2.40.
  • Минимальное количество мест — 25.

Одним из новшеств стало реверсивное устройство среднего двигателя.

Особенности салона Як 40

Вместимость самолета

Важно отметить, что в советской авиационной промышленности было выпущено примерно 1011 самолетов Як-40. К 1981 годам пришлось завершить производство лайнеров. Несмотря на то, что последний самолет покинул ангар изготовителя более 30 лет назад. ЯК-40 эксплуатируется и в нынешнее время. В основном ЯК-40 задействован на коммерческих авиарейсах. Вместимость лайнера — от 25 до 40 пассажиров в зависимости от варианта выполненной компоновки. По статистическим данным, самолеты ЯК 40 пролетели более 150 млн. км. Конкурентом Як 40 является самолет Як 478, который принадлежит авиакомпании «Якутия».

Пассажиры Як 40 в салоне

Размещение мест разного уровня комфортности

Примерно 125 лайнеров поставлено специально на экспорт. Пассажирский самолет высотой 1.85 м и шириной салона 2.15 м вмещает приблизительно 37 пассажиров, из них 2-3 чел.принадлежат к экипажу. Кабина экипажа рассчитана на двух человек: командира и второго пилота. При необходимости здесь может быть поставлено третье сиденье. Фонарь обеспечивает хороший обзор как левому, так и правому пилоту. Шаг кресла эконом класса достаточно вместительный — около 75 (см). Количество кресел в самолете от 27 до 40. Давайте рассмотрим все модификации самолета:

  • Як-40 (опытный образец). Отличался воздухозаборном прямой формы.
  • Як-401-й серии. Первый выпуск модели.
  • Як-402-й серии. С реверсивным устройством.
  • Як-403-й серии. Уменьшили длину боковых двигателей.
  • Як-40-25. Летающая лаборатория, которая проводила опыты всфере радиоэлектронных систем.

Дополнительная информация! Первыми кто изъявили желание приобрести самолет ЯК 40 были итальянцы. Благодаря им был презентован первый современный лайнер на территории Европы. Первый рейс был выполнен по направлению Рим — Австралия.

В начале 20 века неприхотливый и безопасный самолет 40 переоборудовали для перевозки VIP пассажиров. Преимущественно экспортная модификация. В зависимости от компоновки различали 2 класса: 1-й на 11 мест с двумя салонами, туалетом и гардеробом между ними, а в хвосте кухня и ещё один туалет с гардеробом; 2-й класс на 16 или 20 мест в одном салоне. Борты с креслами эконом и бизнес-класса достаточно удобны. Их расстояние составляет от 75 до 85 см.

Интересные факты о самолетах Як 40

Пассажиры могут вытянуть ноги в проход и удобно устроиться на своих местах. Для пассажиров эконом-класса спинки кресел не откидываются. Для пассажиров бизнес-класса установлены кресла повышенной комфортности, имеющие электропривод регулируемых частей и управления подножкой.

У воздушного лайнера есть отдельный багажный отсек. Каждый пассажир может сдать багаж при посадке на борт. Следует отметить, что несколько лет тому назад у лайнера не было полноценного багажного отсека. Для гардероба, буфета и багажного отделения выделена задняя часть пассажирского салона. А вот пассажирские сидения отделены от них перегородкой. Все основные детали описаны в инструкции по эксплуатации.

Обратите внимание! Этот лайнер осуществляет рейсы не только по направлению Москва — Санкт-Петербург, но и Калуга-Москва. Любой путешественник может прилететь в назначенный пункт на этом комфортабельном самолете. Расписание рейсов самолета ЯК можно посмотреть в интернете.

На самом деле благодаря самолету Як 40 удалось заменить устаревшие поршневые Ил-12, Ли-2 и Ил-14.

Интересно. Учитывая специфику местных авиалиний, лайнер сделали максимально комфортабельным и безопасным. Ставка была сделана на прямое крыло. Поэтому Яковлевицы больше не применили сложные многощелевые закрылки и предкрылки.

В завершение следует отметить, что рассматривается план о ремоторизации воздушного судна. Желание изъявили внести изменения сотрудники Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина. Специалисты решили сменить устаревший двигатель АИ-25 на два американских TFE731. После проведенного анализа, руководители завода утвердили, что лайнер должны трансформировать в двухдвигательную версию. Изменения улучшат летно-технические характеристики так как произойдет модернизация дальности полета лайнера Як 40. В результате масштабных изменений понизиться расход топлива.