ИЛ 86 — авиалайнер для пассажирских перевозок, обслуживающий маршруты средней протяженности. Известен, как первый ширококорпусный самолет, спроектированный и выпущенный в серийное производство, на территории СССР. Вмещает до 350 пассажиров. Всего было выпущено 106 экземпляров. В качестве пассажирского лайнера, модель эксплуатировалась более 30 лет. За этот период не было ни одного происшествия, связанного с гибелью пассажиров.

Общая информация

Проектирование самолета на такое количество пассажиров, началось после попыток модернизации предыдущей версии ИЛ 62. Вместо увеличения вместимости, путем удлинения фюзеляжа, было принято решение о создании принципиально новой модели.

внешний вид

внешний вид

ИЛ 86 характеристики:

  • длина — 59, 95 м;
  • высота судна— 15,8 м;
  • размах крыльев — 48, 2 м;
  • высота полетов — до 12 000 м;
  • максимальное расстояние — 4350 км;
  • предельная скорость — 960 км/час;
  • масса — 117 500 кг.

Схема салона

Самолет ИЛ 86 предусматривает такие типы комплектации:

  • одноклассная (на 350 мест);
  • двухклассная (на 234 места);
  • трехклассная (на 214 мест).

Наиболее эксплуатируемый вариант — двухклассный, где один отсек используется, как бизнес-класс, а два — как эконом. В некоторых случаях, в первом отсеке могли располагаться места эконом-класса. В редких случаях, весь лайнер был задействован, для размещения мест второго класса.

Наиболее комфортные места

Лучшие места в салоне ИЛ 86 относятся к бизнес-классу. Согласно проекту судна, количество таких мест может варьироваться от 10 до 50 и занимать 2 и 9 рядов, соответственно. В первом случае, места для эконом-класса начинаются от 3-го рядя первого отсека. Во втором — весь первый отсек салона занимает категория бизнес-класса.

Бизнес класс

Бизнес класс

В салоне первого класса, кресла расставлены по схеме 2+2+2, предусматривающей два прохода между рядами. Расстояния между креслами позволяют пассажирам откинуть спинки и вытянуть ноги. Ширина проходов удобна для передвижения пассажиров, перемещения сервировочной тележки и багажа.

Места в эконом-класса

Согласно комплектации экономического класса, кресла размещаются по схеме 3+3+3. Расстояние между креслами здесь небольшое и имеет тенденцию уменьшения, к хвосту самолета. Наименее удобными считаются места, начиная от 34 ряда. Возможность регулировать кресла здесь отсутствует. Расстояние между рядами постепенно сужается, достигая минимального, на уровне 44 ряда. Задние места в салоне, размещенные в третьем отсеке — наименее комфортные. Регулировка кресел здесь ограничена или отсутствует.

Эконом класс

Эконом класс

Дополнительная информация! Наиболее комфортные места второго и третьего отсека — в середине 15 и 33 рядов. Эти ряды являются первыми в своем отсеке и перед ними отсутствуют сидения.

Дополнительные характеристики конфигурации салона

Согласно схеме салона, туалеты расположены в хвостовой и передней части самолета. В первом отсеке — 2 кабинки (за кабиной пилотов) и в третьем — 6 кабинок. Места для пассажиров первого класса отделены от санитарной зоны перегородкой. В категории «эконом» такого разграничения зон не предусмотрено. Боковые сидения 45 ряда и средние 46-го, находятся непосредственно напротив санитарной зоны, возле выходов. В большинстве случаев, пассажиры могут пользоваться только санитарными зонами, размещенными в хвосте самолета.

Одно из технических требований, на момент проектировки — возможность взять багажа и ручную кладь в салон.

По этой причине, airbus оснащен габаритными отсеками для ручной клади и дополнительной нижней палубы, для размещения основного багажа. Для увеличения салона, кухонное оборудование было перенесено на нижнюю палубу самолета.

Помимо этого, к воздушному судну ИЛ 86, были предъявлены такие требования:

  • оптимальная вместимость;
  • безопасность;
  • высокие аэродинамические характеристики;
  • возможность экстренной эвакуации пассажиров;
  • комфортабельность всех отсеков.

Важно! удобные условия погрузки-выгрузки пассажиров и багажа, достигаются, благодаря наличию четырех входов. Посадка в каждый отсек выполняется в автономном режиме.

Посадка и высадка на борт, не требует использования дополнительного персонала или конструкций. Самолет оснащен тремя выдвижными трапами. Согласно процедуре посадки, пассажиры сначала заходили на нижний уровень, где оставляли свой багаж. После этого, перемещались в салон на свои места.

Комфортные места

Комфортные места

Какие авиакомпании используют

В советский период, лайнер типа ИЛ 86 использовался единственным гражданским оператором «Аэрофлот». Далее, в разные периоды, самолеты использовались такими компаниями:

  • Белавиа (до 1996 года);
  • Внуковские авиалинии (до 2001 года);
  • Трансаэро (до 1997 года);
  • Узбекские авиалинии (до 2006 года);
  • Пулковские авиалинии (до 2008 года);
  • Татарстан (до 2008 года);
  • Донавиа (до 2011 года);
  • и другими.

Единственный международный контракт, связанный с экспортом модели, был подписан с китайским оператором China Xinjiang Airlines. Всего, за время сотрудничества, было отправлено три лайнера. Самолеты успешно эксплуатировались с 1990 года до 2003 года. По причине окончания деятельности оператора, все борты были возвращены в Россию и использовались авиалиниями Татарстана.

На 2018 год, в эксплуатации находится две модернизированные модели аэробуса ИЛ-86ВКП. Оба борта, согласно реестру самолетов типа аэробус ИЛ 86, относятся к ведомственной авиакомпании ВВС и эксплуатируются в правительственных целях.

Массовая утилизация лайнеров началась в 2012 году, в связи с окончанием сроков службы и техническим особенностям модели. Причиной списания стали неэкономичность, высокая степень шума двигателя. Критерий шума не допускал борт к совершению полетов на территории ЕС.

В результате, на металлолом было отправлено 94 самолета, 8 экземпляров находятся на хранении, 2 — в музеях авиации (в Киеве и в Ульяновске). На территории новосибирского аэродрома Толмачево, один самолет используется, в качестве памятника. В Санкт-Петербурге базируется еще один ИЛ86, ранее принадлежавший к парку Аэрофлота. Владельцы частного вертодрома намереваются переделать его в музей.

Модификации самолета

Помимо базовой версии ИЛ86, существуют такие варианты:

  • ИЛ 86В. Проект был «заморожен» на этапе разработки. Согласно описанию, самолет должен был вмещать до 450 пассажиров и преодолевать до 4000 км;
  • ИЛ 86Д. Проект также остался не реализованным. При этом, измененная конструкция корпуса, предусмотренная для этой версии, стала базой для модели ИЛ 96;
  • ИЛ 87. Единственная модернизация, применяемая в настоящее время. Модель известна под названием ИЛ 86ВКП и представляет собой воздушный командный пункт. В отличие от пассажирского лайнера, эта версия была выпущена без иллюминаторов, а также, имеет ряд внешних особенностей.
ИЛ 86ВКП

ИЛ 86ВКП

По мнению современных экспертов, схема салона ИЛ 86 соответствует нормам высокой безопасности и комфорта. Достоинство модели — высокая надежность, при возможности перемещаться со скоростью более 900км/час. Лайнер не только соответствовал требованиям проекта, но и обеспечивал удобные перелеты для пассажиров. Эта модель поспособствовала престижу советской и российской авиации, а также стала прототипом и примером, для создания самолетов нового поколения. На его базе был создан аэробус ИЛ-96. Модель успешно эксплуатируется и модернизируется.