Железная дорога является одним из наиболее удобных и доступных видов общественного транспорта в нашей стране. Тем более что за последние годы качество перевозок значительно выросло – происходит закупка нового подвижного состава, расширение перечня дополнительных услуг, повышение скорости движения.
Содержание:
Отличительные особенности
Фирменный поезд имеет определённые признаки, по которым в том числе можно отличать его от других. Среди них:
- курсирование на протяжении круглого года (а не только в определённый сезон – например, с июня по сентябрь);
- чаще всего обеспечение составом связи между Москвой/Санкт-Петербургом и одним из областных центров. Но есть и исключения. Например, поезд 109/110 «Дневной экспресс» сообщением Самара – Пенза. Или поезд 115/116 «Омич», который курсирует из Омска в Нижневартовск и обратно;
- часто – высокая маршрутная скорость движения, состав останавливается только на главных станциях, но не в маленьких населённых пунктах;
- наличие у поезда названия. Например, «Томич» (Томск – Москва), «Иван Паристый» (Москва – Брянск), «Полярная стрела» (Москва – Лабытнанги). Это имя указывается в том числе на маршрутных указателях, внутри вагонов и т.д. Исключение – поезда класса «Премиум» — у них имён нет.
Кроме того, ранее многие «фирмачи» имели также индивидуальную окраску вагонов, по которой состав можно было отличать издалека. Но в ходе ребрендинга РЖД все вагоны постепенно стали перекрашивать в стандартную серо-красную ливрею.
Требования к подвижному составу
Если в состав «простого» поезда, по сути, можно ставить любой вагон, который бы соответствовал установленным правилам по исправности, то с «фирмачом» так делать нельзя.
Отличие в том, что к вагонам (и не только) предъявляются дополнительные требования:
- максимальный возраст после постройки или капитально-восстановительного ремонта должен составлять 12 лет;
- вагоны не могут отличаться. Они должны быть оформлены в едином стиле компании, которая ими владеет (например, ФПК). Для «премиумов», соответственно, речь идёт о стиле РЖД;
- постельное бельё должно быть либо новым, либо свежим (то есть, находиться в использовании на протяжении небольшого промежутка времени);
- форма проводников – уникальная и сшитая специально для этого состава.
Список фирменных поездов РЖД
В настоящее время в нашей стране курсирует около 83 фирменных поездов. Эта цифра – величина непостоянная и может различаться. Ведь специалисты постоянно исследуют пассажиропоток. Один поезд могут добавить, другой – вообще отменить или оставить вместо него лишь группу фирменных прицепных вагонов РЖД. Бывает, что у состава отбирают фирменность и переводят в скорые, но её могут позже и вернуть. Именно такой случай произошёл с поездом 015/016 «Арктика» сообщением Мурманск – Москва. Все скорые поезда РЖД список есть на официальном сайте .
Вот лишь некоторые из фирменных поездов РЖД:
- 321/211 «Баргузин» (Забайкальск – Иркутск);
- 617/618 «Белые ночи» (Вологда – Санкт-Петербург);
- 041/042 «Воркута» (Воркута – Москва);
- 057/058 «Марий Эл» (Йошкар-Ола – Москва);
- 025/026 «Смена — А. Бетанкур» (Санкт-Петербург – Москва);
- 005Г/005Ж «Лотос» (Астрахань – Москва);
- 045/046 «Текстильный Край» (Иваново — Санкт-Петербург с прицепными вагонами из Костромы);
- 031/032 «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки).
Особняком в данном ряду, безусловно, стоит состав 001/002 «Россия», курсирующий из Владивостока в Москву и обратно. Это главный поезд страны. Его маршрут – длиннейший в мире и составляет 9288 км.
Кроме того, существует ещё один очень интересный фирменный пассажирский поезд. Это 001/002 «Сахалин» (Южно-Сахалинск —Ноглики) — единственный «фирмач»РЖД, который обслуживается не ОАО ФПК и, к тому же, является узкоколейным (1067 мм).
Услуги
В зависимости от конкретного поезда и вагона пассажирам могут предоставляться те или иные услуги. Часть из них входит в стоимость билета, за другие нужно будет доплатить.
Стоимость зависит от наличия следующих услуг:
- наличие кондиционера в вагоне (работает в летний период времени);
- наличие биотуалета вместо обычного, гравитационного;
- наличие в купе умывальника и душа;
- индивидуальный санитарно-гигиенический набор (состоит из зубной щётки, туалетного мыла, влажной салфетки для рук, а также салфетки для обуви);
- свежая пресса;
- возможность перевозки животных (за плату и с определёнными ограничениями).
Составы «премиум»
Это семь фирменных поездов. В них используются только вагоны производства ТВЗ и, как правило, свежие двухсистемные электровозы ЭП10 или ЭП20.
Направления из Москвы в следующие города:
- Адлер;
- Новороссийск;
- Екатеринбург;
- Ростов-на-Дону;
- Казань;
- Анапа;
- Нижний Новгород.
Поезд «Экспресс»
Имеет номер 003/004 и курсирует из Москвы в Санкт-Петербург и обратно по ночам. Промежуточные остановки отсутствуют. Время в пути – 9 часов.
Двухэтажные поезда
Курсируют из Москвы в Самару, Воронеж, Адлер, Санкт-Петербург, а также из Петербурга и Ростова в Адлер. Плацкарты отсутствуют (есть только купе и СВ).
Покупка билетов и регистрация
Чтобы узнать, есть ли поезд по нужному направлению и на определённую дату, надо зайти на сайт РЖД, выбрать исходные данные, затем – интересующий поезд. Возле каждого вагона будет указана цена билета, а также описание и список услуг в виде пиктограмм.
Если для поезда доступна электронная регистрация (об этом свидетельствует иконка «ЭР»), то после прохождения этой несложной процедуры (а именно – ввод персональных данных) пассажир получает электронный купон, который можно предъявить проводнику на дисплее устройства, либо предварительно распечатать на листе А4 и показать эту бумагу.
Фирменный поезд – это «высшая лига» для РЖД. Езда в таком составе будет комфортной и приятной. Это значит, что можно быть уверенным, что летом внутри будет прохладно, вагон будет свежим, а постельное бельё – не затёртым.