Airbus Industrie A320 — это не одна конкретная модель самолёта, а целое семейство. Относится к узкофюзеляжным авиалайнерам. Кроме самого А320 в него входят А318 (снят с производства), А319 (младший на данный момент), сам А320 и А321. Выпуск налажен на заводе в Тулузе (Франция), а также (с 2008 года) и в Гамбурге — в связи с повышенным спросом. С 1988 года произведено в общей сложности 7726 штук* (учитывая 4762 — непосредственно А320). Также у концерна Airbus имеются заказы ещё на 331 такую машину (из них 160 — сам А320).
Содержание:
Соперники
Основным конкурентом является семейство Boeing 737 (самое популярное в мире среди пассажирских самолётов). В 2013 году компания Bombardier представила С-серию, но она пока намного менее популярна, чем продукция двух лидеров этого класса.
Характеристики
- длина — 37,57 метра;
- колёсная база — 12,64 метра;
- высота фюзеляжа — 4,14 метра;
- крейсерская скорость — 829 км/ч;
- максимальный взлётный вес — 78 тонн;
- объём топлива —24,27 — 27,2 тонн
- максимальная дальность полёта — 6100 километров;
- максимальная пассажировместимость — 195 человек по европейским стандартам и 190 — по американским.
Основные эксплуатанты
- American Airlines;
- Easy Jet;
- Lufthansa;
- Wizz Air;
- Ellinair.
В России
- S7;
- Уральские авиалинии;
- Ямал;
- Red Wings.
Список далеко не полон, поскольку А320 имеются у десятков, а то и сотен, авиакомпаний по всему миру.
Каждый авиаперевозчик, как это давно принято, не берёт самолёты «какие есть», а выбирает именно ту конфигурацию салона, которая подходит ему, исходя из возможных. Например, Qatar Airways традиционно заказывает мультимедийные дисплеи даже в эконом-классе и кроватями — в бизнес-классе. Некоторые частные владельцы переделывают интерьер под business jet.
В Аэрофлоте
Старейшая российская авиакомпания — Аэрофлот — базируется преимущественно в аэропорту Шереметьево — одном из тех, которые территориально относятся к Москве. Она эксплуатирует в общей сложности 239 самолётов (подавляющее большинство — марок Боинг и аэрбас). Из них airbus a320 аэрофлот «гоняет» в количестве 80 экземпляров. Все они относятся к модификации аэробус а320 200 (100 в принципе очень редкая машина).
Это борт с регистрационным номером VP-BDK, он доставлен в октябре 2013 года и сейчас летает в оформлении SkyTeam. Более того, аэрофлот аеробус заказывает и сейчас — Несколько самых свежих экземпляров поставлены в мае-июне 2018 года новыми, буквально «с иголочки». Это, в частности, VP-BIL, VP-BIP, VP-BIX и VP-BIW.
Все Аэробусы А320 по традиции компании названы в честь известных русских людей (учёных, художников, писателей, актёров, певцов и т.д.). Например, Фёдор Шаляпин, Сергей Довлатов, Леонид Гайдай, Фёдор Достоевский, Мстислав Ростропович, Лев Ландау, и многие другие.
Компоновки
Аэрофлот позиционирует себя на рынке как традиционную компанию, а не лоукостер. Именно по этой причине во все тарифные планы (даже в базовый) включено бортовое питание, перевозка большого количества багажа, и другие услуги, которые многие конкуренты уже перевели из основных в дополнительные (и берут за них деньги).
Вариантов конфигурации — два. Они отличаются между собой количеством посадочных мест в обоих классах — это может быть 20+120 (всего 148 кресел), или 8+150 (всего 158). Какой именно самолёт полетит в конкретный рейс, станет известно на регистрации. Её можно пройти онлайн, или в аэропорту. Компания не взимает денег за тех, кто решил сделать чек-ин традиционно, вот только свободных для выбора мест уже, разумеется, будет заметно меньше, чем при регистрации с помощью сети Интернет. На airbus a320 схеме салона есть как лучшие места, так и не очень удобные.
Конфигурация 1 (20+120)
Бизнес-класс
5 рядов по 4 кресла. Проход — между парами. Сами сиденья очень комфортные, ведь бизнес — есть бизнес. Нумерация мест — АС/DF.
Ряд 1. Места для ног в нём чуть больше, чем в остальных (хотя, в бизнесе на количество пространства жаловаться грех). Плюс, никто не откинет на сидящих спинку кресла — а это очень актуально, ведь угол откидывания у остальных сидений довольно большой. Но сидеть придётся, смотря в перегородку — это не всем нравится. Кроме того, именно на ней установлены крепления для детских людей (впрочем, в бизнес-классе с детьми путешествуют нечасто, но всё бывает).
Вдобавок отсутствуют удобные подножки. Что касается расположения туалета (он находится здесь же), то это, хотя и элемент неудобства, но в данном случае — не очень большой минус. Ведь санузел предназначен не для всей передней части, а всего для 20 человек, то есть, вероятность, что дверью постоянно будут хлопать — не очень велика.
Остальные же кресла в бизнес-классе имеют примерно одинаковый уровень комфорта. Но можно выделить разве что последний ряд — он имеет номер 5. За ним находится жёсткая перегородка, отделяющая классы обслуживания (бизнес от эконома). Это может понравиться тем, кто не любит, когда ему смотрят в спину во время полёта, таким образом, дополнительно нарушая личное пространство.
Эконом-класс
19 рядов по 6 кресел, установленных по схеме 3+3. Начинается с 6го и заканчивается 29м. Здесь есть как лучшие места, так и те, которые нежелательны к выбору.
Ряд 6. Находится сразу за перегородкой. С одной стороны, пространства для ног здесь немало, хотя, доплачивать при регистрации, чтобы занять данные места, не придётся. Обслуживание также начинается именно отсюда. Кресло никто не откинет — и это важно, так как в экономе всё же тесновато и так.
С другой стороны, есть и недостатки. Ноги упираются в указанную перегородку, в неё же придётся смотреть на протяжении перелёта. Именно на этой стенке установлены крепления для детских люлек. Поэтому, тем пассажирам, которые не любят совсем маленьких детей (во всяком случае, чужих) лучше подыскать себе другие места.
Ряд 8. За ним находится первая секция аварийных выходов. Поэтому спинки кресел откинуть невозможно, чтобы не уменьшать пространство в случае аварии.
Ряд 9. Спинки также заблокированы — ровно по той же причине (аварийные выходы). Зато места для ног здесь очень много. Можно спокойно встать с места, не потревожив попутчиков. Однако, на крайних креслах (A и F) сидеть чуть менее удобно из-за конструкции дверей.
Ряд 10. Спинки откидываются полностью. Но тем, кто расположился у окна, не понравится, как устроены запасные выходы — их оборудование несколько выпирает вовнутрь.
Те же, кто сидят на местах BC и DE, сделали отличный выбор. Правда, не бесплатно. Ведь это места категории Space+. Размер доплаты составляет от одной тысячи рублей до 80 долларов (около 5000 рублей)*, в зависимости от продолжительности и направления рейса. Деньги можно внести на регистрации — онлайн, либо в аэропорту.
Члены экипажа имеют право изменить рассадку и переместить любого человека на другие кресла, если решат, что это необходимо для соблюдения требований по безопасности. Пассажиры вынуждены будут подчиниться, вне зависимости от своего желания.
Ряд 24, места С и D. Они находятся у прохода, а через один ряд — санузлы. Если человек сознательно выбирает любое из этих мест, то он должен быть готов, что мимо постоянно будут ходить люди в туалет, и обратно. Соответственно, в проходе образуются очереди. Невзначай могут повредить или запачкать одежду и вещи сидящих.
Ряд 25, последний. Спинки не откидываются, за ними — уборные. Специфические запахи и звуки (хлопанье дверей, включение и выключение воды, смыв в унитазе и т.д.) будут окружать пассажиров 25го ряда на протяжении всего полёта. Поэтому не стоит регистрироваться сюда, если есть хотя бы какой-то выбор.
Конфигурация 2 (8+156)
Отличия от первого варианта — лишь в количестве мест того и другого класса.
Бизнес-класс
Два ряда, схема 2+2. Перед первым и, соответственно, за вторым — перегородка.
Эконом-класс
Нумерация рядов — не с 3 (как можно было бы подумать), а с 6. Заканчивается не на 25, как в первом варианте, а на 30 ряду, так как самих мест здесь больше.
Пассажиры, сидящие на 6 ряду, смотрят в стенку, но первыми получают бортовое питание и имеют чуть больше места для ног.
Перед аварийными выходами находится 13 ряд (спинка, соответственно, не откидывается).
У самих запасных выходов — ряды 13 и 14.
Места 14 BCDE относятся к категории Space+ — они, соответственно, платные. Зато на остальные кресла с увеличенным пространством для ног можно зарегистрироваться без внесения в кассу Аэрофлота дополнительных денег.
У прохода за один ряд до туалета сидят пассажиры, которые выбрали места 29 С и D. Им не очень повезло — толпы людей в проходе могут не дать комфортно поспать или хотя бы почитать. Да и за вещами лучше следить — бывает, ногами рвут, и даже не извиняются.
Airbus A320 — один из самых популярных в мире «среднемагистральников». Хотя, количество выпущенных самолётов всё же меньше, чем аналогичных Боингов-737. Все А320 у Аэрофлота имеют салон с двумя классами обслуживания (цена, соответственно, тоже различается). В самолёте аэробус а320 схема салона лучшие места аэрофлот есть и в бизнесе, и в экономе. Равно как есть и те, где сидеть хуже, чем на остальных. Поэтому, стоит подойти к выбору с разумом — иначе придётся несколько часов проклинать авиакомпанию и себя.
* Информация актуальна на июнь 2018 г.