Содержание:
В аэропортах есть табло прилета и вылета. На них отображается время прибытия и отбытия по расписанию, а в случае каких-либо задержек показано время ожидания. Такую же информацию можно смотреть в интернете, она отображается на онлайн-версии табло нужного аэропорта.
Можно узнать, вылетел ли рейс вовремя или опоздал, когда ожидать его прибытие в пункт назначения. Фактическое местонахождение и многие другие параметры полета можно узнать также через сеть интернет. Эти данные не являются секретными.
Отслеживать онлайн можно не только авиа, но и морские перевозки. Для этого потребуется карта онлайн полетов самолетов, доступная любому пользователю интернета.
Карта полётов
Самым популярным ресурсом такого рода является Flightradar24. Когда появится на сайте онлайн-авиакарта, сразу будет предложено определить местоположение пользователя. Это удобно, так как впоследствии при открытии карты будет показываться участок в подобранном масштабе примерно того места, где находится пользователь.
Например, пассажиру нужно лететь из Казани в аэропорт Пулково города Санкт-Петербург. Если известен номер рейса, то его достаточно вбить строку поиска по карте.
Если же номер рейса не известен, то в окне поиска нужно набрать любую известную информацию. Например, город вылета или прилета. Вообще можно набрать любые несвязанные символы, так как всё равно нужно будет перейти к расширенному поиску.
Так, аэропорт вылета – KAZAN, который трансформируется в международную аббревиатуру KZN. Petersburg или Pulkovo по обоим вариантам находится нужный код LED. Зная примерное время прилета из списка, можно выбрать нужный рейс.
Такая система не всегда работает, так как отображаются всего 4 возможных варианта, и свой можно не найти, если дело касается загруженных маршрутов вроде Москва — Санкт-Петербург или Сочи – Москва в сезон. Тогда придется найти номер рейса на онлайн-табло аэропорта.
На карте самолет найден и отображается его маршрут в режиме реального времени. В данный момент самолет уже пролетел Иваново и где-то половину своего маршрута.
За какими самолетами можно следить
Отследить самолеты в небе онлайн можно, только если они оснащены транспортерами типа ADS-В. По-русски это радиответчик типа АЗН-В. Такими радиопередатчиками оснащены не все воздушные судна. Что касается гражданских бортов различных авиакомпаний, то эти устройства устанавливаются на подавляющее большинство самолетов.
Боевые самолеты ими не оснащаются. В Военно-Воздушных Силах есть не только истребители и бомбардировщики, а потому на онлайн-карте найти можно даже какой-нибудь ТУ-154, принадлежащий Министерству Обороны, перевозящий командный состав, конечно, методом «научного тыка», так как у него не будет пункта назначения или отправления, да и позывной может быть скрыт.
Много самолетов частной авиации оснащаются такими транспордерами, даже легкие одномоторные Cessna иногда отображаются на карте.
Отображаются все авиаперелеты онлайн, в особенности дальние. Но мало того, что бы на самолете был ответчик, на земле еще должен быть приемник. Плотность покрытия приемника прямо пропорциональна плотности населения на каком-либо участке планеты. На крайнем севере, в пустынных и горных регионах, бескрайних лесах джунглей или тайги приемники сигнала найти трудно. Тогда маршрут воздушного судна рассчитывается теоретически на основе курса и скорости полета в последний момент связи с ним.
Также примерное фактическое местоположение самолета можно вычислить на основе уже составленных карт авиамаршрутов онлайн. Ведь самолеты летают не абы как, а по определенным коридорам авиатрасс, согласно плану полёта. Существует сборник аваимаршрутов в онлайн-версии. Когда самолет снова выходит на связь, то его отслеживание начинается снова.
Что можно узнать на карте
На карте каждую секунду отображается свыше тысячи воздушных судов. Онлайн за всеми авиарейсами можно следить на карте. Слева на экране предоставлена информация о рейсе и самолёте.
Вся информация предоставлена в виде ленты.
Заглавие — это фотография самолета самолёта и номер рейса. Затем по пунктам следуют блоки.
Первый блок
Пункт отправления и прибытия.
Часовой пояс в обоих пунктах. UTC – это время по Гринвичу, нулевой часовой пояс. Европейская часть России в большинстве своем находится в поясе +3:00, то есть время впереди лондонского на 3 часа.
Departure scheduled time actual time – по расписанию/актуальное время отбытия.
Arrival scheduled time estimated time – по расписанию/ожидаемое время прибытия.
Второй блок
Пройденное и остававшееся расстояние. Проведенное уже в полете и остававшееся до посадки время.
Третий блок
Тип воздушного судна и его модификация. Как правило, самолеты маркируются краткой Airbus – A, Boeing – B, Tupolev – Tu. Далее идёт номер модели A 330 или B 747, или Tu 214.Последние цифры означают размерную модификацию модели, обычно это индексы 200, 300, 400. В конце также бывает буквенная приписка, например, ER – extendedrange увеличенный радиус полета, то есть для дальних перелетов.
Четвертый блок
Registration – номер борта.
Mode – код транспордера.
Возраст и серийный номер.
Пятый блок
Calibrated altitude – высота полёта в футах, измеренная с помощью бортовых систем самолета с учётом всех поправок.
Track – магнитный курс в данный момент.
Vertical – вертикальная скорость.
GPS – высота определяемая по GPS, полученная с помощью информации со спутников.
Шестой блок
Ground – путевая скорость в узлах с учетом влияния ветра. Навигационный параметр, отображает движение ВС относительно поверхности земли. С помощью путевой скорости рассчитывается время пролета из точки А в точку Б.
Indicated airspeed – приборная скорость без учета поправок относительно воздушной массы. Скоростной напор встречного воздуха. Аэродинамический показатель, по нему рассчитываются минимальная, экономическая, наивыгоднейшая, крейсерская, максимальная скорость. При скорости ниже минимальной самолет теряет необходимую подъемную силу и превращается в камень, из-за этого случался ряд катастроф. При превышении максимальной скорости теряет управляемость и разрушается.
True Airspeed – воздушная скорость. Приборная скорость с учетом поправок на плотность, температуру воздуха, аэродинамики самолета. Это также аэродинамический показатель, нужный для тех же целей, что и приборная скорость, но более точный.
Mach – число Маха. Отношение воздушной скорости самолета к скорости звука в данной среде. Тоже является аэродинамической характеристикой.
Седьмой блок
Wind – данные о ветре. Показывает направление и скорость и ветра.
Temperature – температура за бортом. Что касается температуры, скорости полёта, ветра, высоты, то все эти параметры можно настроить таким образом, чтоб отображение было в привычных метрах, километрах в час, метрах в секунду.
Восьмой блок
FIR UIR – показывает, какой диспетчерский центр отвечает за авиадвижение в районе перелёта самолета.
Код РЛС.
SQUAWK — специальный код, передаваемый на землю диспетчерским службам на землю как идентификационный номер борта на экране радара. Существует несколько специальных кодов особо важного статуса, такие как:
- 7700 – авария или иная чрезвычайная ситуация на самолете.
- 7600 – потеря радиосвязи.
- 7500 – захват или незаконное вмешательство в управление самолетом.
Настоящие координаты самолета – широта и долгота.
Как работает онлайн-карта
Для того, чтоб всё работало и маршрут самолета отображался на карте онлайн, на самолёте должен быть передатчик, а на земле или другом воздушном судне — приемник. Вообще радар был создан как устройство для обнаружения на большом удалении вражеской авиации. Схема работы проста: радиоволны испускаются излучателем, доходят до самолета, отражаются от его металлической обшивки и принимаются обратно уже приемником.
В военных целях это всё работало, но РЛС должны были быть очень мощны, чтоб излучить достаточной мощности радиоволну в огромное пространство, а потом еще, чтоб она вернулась, отразившись от маленького самолета. Следствием были большие потери энергии и невысокая точность.
Решением такой проблемы было бы, если сигнал отправляемый радиолокационной станцией, принимался не просто обшивкой самолета, а приемником, усиливался и ретранслировался бы обратно. В этом и суть работы радиответчика. Конечно, с врагом не договориться, чтоб он позволял себя отслеживать на радарах, а вот для гражданской авиации очень полезно.
Транспордер или радиответчик типа ADS-B существенно отличается от своих предков. Первые радиответчики могли только непосредственно усилить сигнал и отправить его обратно, не отображая высоту, скорость и информацию о воздушном судне.
Сигнал для приема распространяется в эфире с частотой 1090, он не зашифрован, на прослушивание этого канала не требуется специальных разрешений. Поэтому вся инфраструктура отслеживания самолетов получила такое распространение – волонтером может стать любой радиолюбитель, собравший приемник и отправляющий данные о пролетающих самолетах на сервера Flightradar24.
Стоит отметить, как еще можно следить за самолетами онлайн – с помощью двух основных типов аналогов Flightradar24:
- онлайн-карты с тем же принципом работы;
- местоположение самолётов рассчитывается на основе расписания.
К первому типу относятся такие же карты, на которых можно следить за самолетами онлайн, различия заключается в интерфейсе, возможностях бесплатной версии, стоимости подписки, наличие русского языка. Ко второму типу, например, относится сервис «Яндекс. Самолётики».
Всё предоставлено достаточно в упрощенном виде, имеется информация о времени прилета и номере рейса. Местоположение не является фактическим, а лишь примерным расчетным, поэтому следить за движением самолетов онлайн с высокой точностью не получится. Маршрут показывается в виде прямой. Это просто интересный вариант визуализации табло прилета и вылета самолетов разных аэропортов, объединенных на одной карте.
Такой сервис можно использовать в личных целях для удобства. Например, чтобы проверить встречающему, вылетел ли вовремя самолет и не опаздает ли он к указанному времени. Это может помочь пассажирам и их близким.