Первые плацкартные вагоны были выпущены еще в Российской империи для казённых перевозок. Они имели четыре полки, расположенные поперек – и две, располагавшиеся вдоль вагона. Вагоны подобной конструкции имели два варианта кузова – 14 и 18 метров в длину.

Но простые россияне, жившие в дореволюционной России, не знали различия между купе и плацкартом, поскольку последние не использовались на железной дороге для перевозки пассажиров. Случилось это уже после революции, в Советском Союзе. Достоверной информации о необходимости такого шага нет — скорее всего, наплыв пассажиров был больше, чем могли вместить в себя имеющиеся составы.

Другой вариант ввода плацкартных вагонов – это возможность снижения цены для граждан СССР. Но, независимо от причин, данное изобретение используется сугубо в странах постсоветского пространства, в большинстве европейских стран о них мало кто знает.

Аварийное окно

Салон вагона плацкарта имеет такую конструкцию:

  • вагон имеет 54 полки, разделенных на 9 купе;
  • каждое купе имеет 6 полок, 2 из которых боковые;
  • в двух купе расположены аварийные выходы;
  • для нужд пассажиров работают два туалета и титан с горячей водой;
  • есть купе для проводника.

В целом, конструкция достаточно типичная, единственное отличие – это боковые полки, узкий коридор и отсутствие перегородок у купе. Далее следует более подробно рассказать о том, в каких конкретно плацкартах не открываются окна.

В каких купе плацкартного вагона располагаются аварийные окна

Главный и самый верный признак отсутствия форточки в купе плацкартного вагона – это отсутствие перегородки, идущей горизонтально в верхней части окна. Вместо нее пассажир видит сплошное стекло, а рядом с ним расположен маленький красный молоточек. Это и есть пожарный (аварийный) выход.

При возникновении чрезвычайной ситуации стекло выбивается согласно инструкции, а через образовавшийся проем пассажиры могут безопасно покинуть салон. Таких окон двое: первое расположено в третьем купе – это места с 9 по 12, а второе в шестом – места с 21 по 24.

Дополнительная информация! Конструкция аварийного выхода, не предусматривающая форточек, необходима для выбивания стекла с минимальными усилиями. Кроме того, образовавшийся проем позволит легко покинуть вагон людям любого телосложения, а также людям с ограниченными возможностями, передвигающимся в инвалидной коляске.

Резюме об аварийных окнах

На основании вышесказанного можно подвести следующий итог:

  1. Аварийные выходы расположены в купе под номерами 3 и 6.
  2. Это окна со сплошным стеклом, не имеющем форточек.
  3. Назначение у них очень важное – в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации обеспечить пассажирам возможность безопасно покинуть салон вагона через запасной выход.

Следует учесть, что обязательными атрибутами пожарного окна являются:

  • непосредственно над стеклом должна быть табличка с надписью, информирующей, что это аварийный выход;
  • небольшой металлический молоток, выкрашенный в яркий красный цвет, над которым также должна быть табличка с надписью: «Молоток безопасности»;
  • также должна быть табличка-инструкция, где подробно описаны действия, которые нужно проделать для выбивания окна в чрезвычайной ситуации.

Вагоны с запасным выходом: недостатки

Конечно, плацкарт имеет множество недостатков, о которых не нужно рассказывать людям, путешествующим в данном типе вагона. Но места со сплошными окнами – это особая тема, поскольку нет возможности отрыть форточку для вентиляции. Это очень тяжело в условиях замкнутого пространства при условии полной наполненности вагона.

Аварийные выходы в плацкартном вагоне – схема

Советы по выбору мест в плацкарте

Большинство путешественников выбирают места, руководствуясь информацией об отдаленности от туалета. Некоторые не желают ехать на боковых местах. Но мало кто знает, что полки имеют разную длину, что будет актуально для высоких людей. Ниже представлена полная информация, способствующая правильному выбору места в плацкартном вагоне:

  • нечетные номера – это нижние полки, а четные – верхние;
  • купейные места обозначаются на схеме номерами 1 – 36, боковые – 37 – 54. Новые модели вагонов имеют 10 купе, а старые – 9. Двуместные вагоны СВ имеют 10 купе по два места на каждом. Старые модели СВ имеют на одно купе меньше;
  • боковые полки в плацкартах нумеруются, начиная с конца вагона, таким образом, 37 будет нижним боковым у туалета, а 38, соответственно, верхним. Они считаются самыми некомфортными, но заплатить за них придется, как за любые другие;
  • кроме боковых мест у туалета, есть еще одно боковое место, очень неудобное – это 36. Здесь нет подножки, что затруднит залезание на нее, но есть перегородка, не позволяющая удобно разместить ноги. Вдобавок, оно недалеко от туалета;
  • выбирая билет в кассе, следует поинтересоваться, свободно ли багажное отделение для вещей. Кстати, не все знают, что оно существует, но оно есть. Если занято, то можно попросить билеты в другом вагоне;
  • не следует забывать об аварийных отсеках, информация о которых подробно рассмотрена выше, в разделе «резюме об аварийных окнах», там же расположена подробная схема вагона;
  • кстати, про длину полок. Места 1 и 2, а также 35 и 36 короче на целых 15 сантиметров, поскольку расположены в начале и конце вагона. Кроме того, людям с высоким ростом лучше ложиться на нижние полки, они длиннее на 10 сантиметров, независимо от расположения по салону.

Боковые места

Выбор места основывается сугубо на личностных предпочтениях. Кому-то нужны только нижние места в средних купе, другие, наоборот, выбирают верхние полки. Молодые пары могут предпочесть боковушки, потому что столик будет только в их распоряжении. Поэтому приведенная выше информация является далеко не решающей, но она поможет учесть все нюансы в осуществлении выбора.

Как поменять уже выкупленные в вагоне места

Случаются ситуации, когда билет уже куплен, но только потом приходит осознание, что место очень неудобное. К примеру, человек узнает, что аварийное окно, расположенное в плацкартном вагоне, приходится именно на его место. В таком случае, есть несколько способов осуществить обмен данного посадочного талона на другой. Итак, какой же выход?

Тут можно пойти по одному из трех нижеприведенных путей:

  1. При условии, что посадка уже осуществлена, а поезд тронулся, придется воспользоваться самым оптимальным способом – договариваться с другими пассажирами поменяться. Возможно, получится, если подойти к делу грамотно и проявить все свои наилучшие дипломатические качества.
  2. Если до поездки есть определенное время, можно просто отправиться в кассу и сдать билеты с непонравившимися местами. Вместо них приобрести новые. Тут есть один минус – это комиссия за сданный посадочный талон. К сожалению, с этим ничего не поделать, придется понести финансовые издержки.

Обратите внимание! Для людей, которые обнаружили в своем билете место, где аварийные окна в вагоне плацкарт, следует помнить, что сдавать его нужно в кратчайший срок, поскольку комиссионный процент растет с количеством времени, оставшимся до отправки поезда. Если сделать это в последний момент, то комиссия практически сравняется с первоначальной стоимостью.

  1. Последний способ, доступный до отправки поезда – это сделать переоформление на другое место в салоне такого же класса или повыше, но с доплатной. Вариант доступен только при наличии свободных мест.

Далеко не всегда возможно поменять место, иногда такого желания даже не возникает. При таких условиях нужно проверить наличие молоточка, прочесть инструкцию и, при необходимости, узнать, почему орудие для разбивания стекла отсутствует. Ведь в аварийной ситуации именно пассажир, едущий в данном купе, должен организовать спасательную операцию.

Полки плацкартного вагона

Правила поведения в аварийных ситуациях в поезде

Узнав, какие места в плацкарте могут быть с аварийным выходом, следует ознакомиться с информацией о правилах поведения при ЧП:

  • в начале поездки ознакомиться с инструкцией и, при необходимости, открыть окно строго в соответствии с указаниями;
  • при условии отсутствия молотка воспользоваться любым тяжелым прибором;
  • первыми покинуть вагон должны дети, женщины, пожилые люди, инвалиды и раненые;
  • важно всеми силами помогать эвакуации;

Важно! Категорически запрещается выбивать окна при возгораниях. В такой ситуации следует выходить в соседние вагоны, а двери и форточки должны быть плотно закрыты.

Это вся информация об аварийных местах в вагоне плацкарт, которую следует знать. На очень старых образцах вагонов другой способ открывания окна, но они используются редко на РЖД.

Кстати, если в плацкарте температура превышает допустимую норму в 26 градусов, то пассажирам купе, где расположены запасные выходы, должны быть предоставлены другие места при условии их наличия. Посмотреть температуру можно на термометре, который располагается над вторым местом. О возможности сменить полку на аналогичную в другом купе нужно узнавать у проводника.