Если сорвалась поездка компанией РЖД, возврат электронных билетов может стать проблемой. Ознакомиться с правилами возврата стоит по адресу http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5238, можно рассчитать сумму, причитающуюся после оформления отказа от проезда.

Ценообразование билета

Конечная цена документа для проезда складывается из следующих ценовых компонентов, а также сборов:

  • стоимость плацкарты;
  • стоимость билета;
  • обязательная страховка;
  • комиссия за оформление;
  • сбор за посредничество (различные агентства и службы доставки начисляют его за свои услуги).

Оплату за билет получает владелец транспортных путей, а собственник вагонов получает выручку с продажи плацкарты

Цифры, обозначающие две первые позиции находятся, в начальной строчке и легко читаемы.

В чем же выражается разница между 1 и 2 пунктами? В первом случае оплачивается использование и содержание железнодорожных путей и рельсов, вокзалов и сотрудников, обслуживающих объекты жд инфраструктуры. Плацкарта подразумевает оплату места и услуг, оказываемых едущему на нем пассажиру (класс вагона, белье, питание и другие услуги).

Возврат билетов РЖД, купленных в кассе

Купив проездной документ в кассе вокзала, оформить отказ от намеченной поездки представляется возможным только через кассира.

  • Кассиру для данной операции кроме билета потребуется документ, по которому он был куплен;
  • для сдачи детского билета требуется также иметь свидетельство о рождении ребенка, использовавшееся для покупки;
  • сдать билеты на поезд РЖД на чужое имя можно на основании нотариальной доверенности, выписанной по паспортным данным владельца билета и при наличии собственного удостоверения личности.

При возврате жд билетов условием РЖД через кассу является его осуществление кассиром

Возврат билетов РЖД, купленных через интернет

Приметой времени стала возможность приобретения самых различных товаров и сервисов онлайн. Исключение не составила и оплата пассажирских перевозок, предоставляемых железной дорогой.

Онлайн покупатели, которые по какой-то причине не прошли после покупки билета электронную регистрацию, сохраняют за собой право отказаться от намеченного путешествия сразу же после совершения покупки и до отхода поезда со станции отправления. Все вышеперечисленное распространяется на внутренние поезда на территории РФ, а также курсирующие в направлении стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и Абхазии.

Неиспользованные документы на международные маршруты сдаются за 6 часов до планируемой посадки в поезд; в прилагающемся к ним купоне вписана более детальная информация о времени.

Обратите внимание! Билет, купленный через интернет, перестает считаться электронным в момент получения посадочного талона. Отказаться от его приобретения на сайте после этого невозможно. В этом случае процедура возврата будет проводиться кассиром.

Рис.3 Знание того, как сдать электронный билет, упростит возврат денег

При прохождении электронной регистрации отмена производится за 1 ч до отбытия жд состава из первоначального пункта движения.

Время возврата электронных билетов

Жд билеты сдаются обратно по правилам Минтранса России, из которых следует, что:

  • пассажир, отказавшись от поездки за 8 ч до отхода поезда, может рассчитывать на получение всей суммы, которую потратил на б, заилет минусом сбора РЖД, составляющего 192,7 руб;* (сбор за возврат жд билетов будет оформлен и удержан кассиром во всех нижеперечисленных случаях);
  • при отказе во временном сегменте от 8 до 2 ч до начала путешествия полностью выплачивается только сумма, потраченная на билет, а к ней половина стоимости (50%) плацкарты;
  • пассажир, поменявший планы за 2 ч до положенного времени, получит стоимость только билета; средства, потраченные на плацкарту, не возвращаются;
  • не успевшие на посадку пассажиры могут вернуть билеты в промежуток времени не позднее 12 ч после отхода транспорта; в данном случае возмещается стоимость только билета, без плацкарты.

Опоздание на поезд по уважительной причине, подтвержденной документами, поможет вернуть потраченную сумму

Важно! Все пункты, перечисленные выше, действительны в поездах, выполняющие маршруты по территории внутри России.

Время, отведенное на возврат, меняется в случае отказа от документов на проезд в поездах, обслуживающих международные маршруты в страны СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и Абхазии.

  • За билет, сданный не позднее, чем за сутки до отхода поезда со станции, указанной в билете, пассажиру причитается сумма, потраченная на покупку в полном размере, за вычетом сбора РЖД:
  • За билет, оформленный в во временном сегменте от 24 до 6 часов, остающихся до посадки станции, указанной в билете получает сумму только билета, и 50% плацкарты;
  • За билет, сданный обратно в течение от 0 до 6 часов выплата составит сумму, равную стоимости билета (плацкарта не оплачивается).

Сумма, потраченная на оплату постельного белья возвращается полностью; каждое посадочное место облагается сбором по ставке, равной 192,7 руб.*

Поезд дальнего следования

Поезда дальнего следования, маршрут которых проходит как по территории Российской Федерации, так и за ее пределами, выделены Минтрансом РФ в особую группу. К ним применяются следующие условия:

  • За билет, сданный за 6 ч до отправления с указанной станции, полагается полная сумма, потраченная на покупку за минусом сбора, составляющего 10* евро за каждое пассажирское место; сбор начисляется по курсу Центробанка России, установленному на дату совершения операции возврата проездных документов;
  • в случае, когда до отбытия остается меньше 6 часов, сумма, израсходованная на приобретение документов на проезд, не подлежит возмещению;
  • безденежные проездные документы для детей, купленные детям в возрасте до 5 лет, не дающие право на отдельное место, сбором не облагаются;
  • билеты, приобретенные для проезда в поездах, курсирующих в международных направлениях, возможно вернуть либо на сайте, либо в международной кассе на территории России.

Пассажиры, находящиеся за границей, могут оформить отказ от железнодорожной поездки, предъявив в кассе оригинал бумажного билета, приобретенного изначально в Российской Федерации; в этом случае будет оформлен только возврат места.

Важно! Получение денег за сданный обратно билет станет возможным только на территории РФ.

Паспорт с билетом

Список требуемых документов и сроки допустимого обращения по вопросу возмещения денежных средств зависят от предполагавшегося пункта назначения в странах СНГ, Латвии, Литве, Эстонии и Абхазии. Нужно в период, не превышающий 6 месяцев от планировавшейся даты отправления, проставленной в проездном документе, предъявить в любую кассу возврата на территории РФ:

  • бланк возврата мест;
  • неиспользованный билет;
  • паспорт или другой заменяющий его документ личности пассажира.

Страны дальнего зарубежья в течение 1 месяца от даты отправления, проставленной в билете, предъявить в международную кассу на территории РФ:

  • билет с отметкой о неиспользовании (обязательные пометки: дата, а также время обращения пассажира);
  • заявление на возврат денежных средств.

Местонахождение касс и терминалов указано на официальной странице РЖД по адресу: http://pass.rzd.ru/sellpoints/public/ru?STRUCTURE_ID=5243&layer_id=5476&action=filtr&cs_id=%D1%83%D1%85%D1%82%D0%B0®ion_id=&country_id=&flag_international=1

Получение денежных средств

Процедура возвращения средств, потраченных на приобретение жд билетов, будет зависеть от способа их покупки.

После отмены онлайн заказа средства будут возвращены на дебетовую или кредитную карту

Сумма, потраченная на билет, приобретенный на сайте, вернется на банковскую карту, с которой производилась оплата. Это произойдет независимо от того, возвращается он через интернет или через билетную кассу. Обычный срок для возмещения потраченных на покупку денежных средств составляет от 7 до 30 дней.

Отследить информацию о дате банковской транзакции, банковском идентификационном номере операции ARN (Acquier’s Reference Number), денежной сумме и последних четырех цифрах номера дебетовой (или кредитной) карты, использовавшейся для перевода, возможно на вкладке меню «Детали возврата». Такая вкладка появляется в интерфейсе личного кабинета пользователя сайта после проведения банковской операции начисления.

Внимание! Пассажир, не получивший деньги за сданный билет в течение обещанных дней, должен обратиться в банк, которому принадлежит карта, использовавшаяся для оплаты покупки. Для этого пишется письмо-претензия в свободной форме с указанием Acquier’s Reference Number. По этому идентификационному номеру банк определит место, в котором в данный момент времени находятся деньги плательщика.

Пассажиры, оплатившие покупку с помощью виртуальных денег (электронного кошелька), должны сделать запрос компании-провайдеру электронной системы платежей, обслуживающей и осуществляющей поддержку виртуального кошелька.

В случае, если покупка была совершена в предварительной билетной кассе, вернуть жд билеты необходимо там же. Пассажир получает причитающиеся ему денежные средства от кассира после окончания процедуры.

Никто не застрахован от форс-мажоров и неожиданных изменений обстоятельств. Однако грамотно и своевременно предпринятые шаги способны если не спасти ситуацию целиком, то помочь частично избежать финансовых потерь и разочарований от неоправданных надежд.

*Цены действительны на июнь 2018 года.