Столпотворение у железнодорожных касс, особенно в период отпусков или в преддверии праздников – картина, знакомая многим путешественникам. Прогресс шагнул вперед, и в 2007 году ОАО «Российские железные дороги» начало продажу электронных билетов на поезда. На сегодняшний день на их долю приходится около 40% от общего числа продаж, и эта цифра растет год от года.

По статистике, электронные билеты чаще приобретают пассажиры до 50 лет, старшее поколение предпочитает традиционный способ оформления проездных документов. Также среди тех, кто не пользуется электронной версией купона на посадку, пассажиры, один раз неправильно оформившие билет и из-за этого опоздавшие или вовсе не севшие на поезд. Теперь они предпочитают классический вариант – приобретение билетов через кассы железнодорожного вокзала. Однако в покупке через интернет нет ничего сложного. Приобрести электронный билет можно на портале РЖД.

На перроне

Как оформить электронный билет на поезд

Пользователю, который впервые зашел на портал, необходимо пройти регистрацию на сайте РЖД для покупки билетов. Кнопка «Регистрация» находится в правом верхнем углу стартовой страницы.

Будущий пассажир должен заполнить все необходимые поля, указать логин – имя, под которым пользователь будет заходить на сайт, придумать и запомнить пароль. Ввести имя, отчество, фамилию, адрес электронной почты, дату рождения, пол. Нажать кнопку «Регистрация».

На заметку: На адрес электронной почты, который был указан при регистрации, в течение нескольких минут придет автоматическое письмо с просьбой подтверждения действия. Если письмо не пришло, надо проверить папку «спам».

В письме содержится ссылка для авторизации. После того, как пользователь пройдет по ссылке, процедура регистрации будет завершена. Чтобы приступить к покупке электронного документа, требуется зайти в личный кабинет. На стартовой странице в правом верхнем углу расположена кнопка «Вход», после клика на нее можно ввести логин и пароль.

На экране слева необходимо выбрать маршрут: откуда требуется уехать, куда и дату отправления. Сайт перенаправит в новое окно «Выбор поезда», где повторно придется ввести место отправления и назначения, выбрать дату отъезда. При покупке проездного купона в оба конца рядом с полем даты ставится галочка «Обратно» и выбирается день возвращения. После этого нажимается кнопка «Купить билет».

Поиск билета

На сайте отображается список поездов, следующих в заданном направлении. Здесь содержится информация о названии поезда, времени, дате отправления и прибытия. С правой стороны показаны категории вагонов и цены на них.

Если для выбранного вагона указаны варианты цен, то стоимость колеблется в зависимости от того, какое место выберет пассажир: верхнее боковое – верхнее – нижнее. Для вагонов Люкс и СВ поезда «Стриж» – стоимость будет зависеть от числа пассажиров в купе (1 или 2). Также стоимость проезда может меняться в зависимости от спроса и даты отправления. На этапе ввода данных пассажира сайт выводит максимальную стоимость поездки для выбранного класса обслуживания в поездах «Сапсан» отправлением с 23 июля 2018 г.

После уточнения стоимости и выбора подходящего поезда (рядом с его названием нужно отметить кружочек) требуется кликнуть на «Продолжить». По окончании обработки информации сайт предоставит выбор категории вагона и места.

Следующий шаг — выбор вагона. На экране будет показана его схема. С помощью мышки можно выбрать место из имеющихся свободных. После этого данные сохраняются нажатием на соответствующую кнопку и далее снова «Продолжить».

Места в вагоне

На следующем этапе необходимо заполнить информацию о себе, ввести паспортные данные. После этого внизу страницы, по желанию, можно убрать галочку «Оформление страхового полиса. Далее снова «Продолжить».

На экране появляется окно проверки заказа, в котором необходимо уточнить ранее заполненные данные и поставить галочку подтверждения информации о пассажире, реквизитов поездки и ознакомления с правилами оформления электронного проездного документа.

На этапе «Данные пассажира и оплата» производится резервирование места и отображается реальная стоимость проезда. После успешного резервирования дается 29 минут на выбор дополнительных услуг и окончательную оплату заказа.

Чтобы оплатить заказ, в открывшемся окне пользователь вводит номер карты, код безопасности, который находится на обратной стороне пластиковой карты, указывает имя владельца и срок окончания действия карты. После ввода информации нажимается «ОК».

Система перенаправит на сайт банка и запросит подтверждение операции. В смс-сообщении придет код платежа, который вводится в соответствующее окно, после чего нажать «Продолжить». После того, как оплата прошла успешно, нужно кликнуть на «Завершить оплату».

Обратите внимание! В завершении процедуры в открывшемся окне нужно нажать кнопку «Завершить заказ» и подтвердить электронную регистрацию, кликнув «Я принимаю условия».

Терминал

После оплаты банковской картой электронная система присваивает пассажиру четырнадцатизначный номер. Это гарантия того, что другой человек не воспользуется этим билетом.

Распечатать билет или узнать номер можно, перейдя по ссылке «Перейти в мои заказы». В последнем заказе справа нужно выбрать «Бланк билета». Открывшийся бланк можно распечатать на принтере, нажав клавиши Ctrl+P, или сделать скриншот на телефоне и показать его проводнику. Распечатать билет можно на вокзале, там установлены специальные терминалы.

Маршрутную квитанцию нужно сохранять до посадки в поезд, там находится важная информация, которую проводник проверяет с помощью мобильного терминала. Предъявление одного паспорта будет недостаточно. Специальный сканер, который находится у проводника, считывает штрих-код на билете. Важно при распечатке проверить, четко ли виден штрих-код.

На заметку: На всякий случай лучше выписать номер электронного заказа. По нему всегда можно восстановить билет в кассе.

Возврат билета

Вернуть билет можно, не выходя из дома. Для этого нужно зайти на официальный портал российских железных дорог. Войти в свой личный кабинет, открыть вкладку — «Мои заказы», после этого обновить статус билета (кнопка внизу страницы).

В открывшемся окне нужно нажать «Оформить возврат» и далее – «Сдать билет». Через несколько дней деньги вернутся на карту, за вычетом комиссии.

Важно! Электронный билет через интернет можно сдать не позднее, чем за час до отправления поезда.

Если срок возврата истек, нужно обратиться в кассу железнодорожного вокзала. При опоздании на поезд вернуть проездной документ можно не позднее 12 часов. При наличии уважительной причины срок увеличивается до 5 дней. Для этого нужно будет оформить претензию, к которой приложить копию документа, подтверждающего причину опоздания.

Статус билетов

Если необходимо сдать билет заграницей, то нужно обратиться к кассовому оператору местного вокзала. При себе иметь распечатанный билет и паспорт. Кассир выдаст документ, подтверждающий сдачу билета. В течение полугода от момента отправки поезда нужно предъявить данный документ в кассу РЖД для возврата средств.

Изменение даты отъезда

Пассажир может поменять дату отправления в личном кабинете портала Российских железных дорог. При условии, что до отправки поезда остается не менее 24 часов.

Имеется ряд ограничений, при которых поменять электронный билет на другую дату нельзя:

  • при покупке билета без указания места;
  • если «за безналичный расчет» проведен в другой стране;
  • билет на поезд международного следования.

В этих ситуациях нужно сдать билет и оформить новый.

Что делать, если в билете ошибка

Нужно внимательно проверять информацию, указанную при оформлении электронного проездного документа. Чтобы пассажира допустили в вагон, в написании фамилии, имени, отчества должно быть не больше 1 опечатки либо одной неверной цифры в номере паспорта. Опечатки может исправить проводник с помощью мобильного терминала. Стоимость услуги 200 рублей*.

В дате рождения ошибки можно не исправлять, если они не влияют на льготный тариф по возрасту.

Оформить заказ

Полезная информация

Сегодня купить железнодорожный билет можно за считанные секунды. Для этого необязательно искать ближайшие кассы или компьютер для оформления электронного проездного документа. Все, что нужно – это смартфон или планшет на базе Android и доступ в интернет.

Официальное приложение Российских железных дорог «Билеты на поезд» доступно для бесплатной загрузки в Google play. В будущем оно появится и на платформе IOC.

Чтобы отправиться в поездку, достаточно открыть приложение, выбрать нужный город, расписание поездов выводится на экран. Необходимо выбрать рейс, ввести паспортные данные и оплатить билет банковской картой или с помощью интернет-кошелька. Это также просто, как купить билет на поезд через интернет. Проездной документ можно показать проводнику на мобильном устройстве, распечатывать его не нужно.

Обратите внимание! Важное решение принято для людей, уезжающих в командировку. По приказу Минтранса для финансового отчета в любых инстанциях достаточно распечатать купон проездного документа – то, что присылают в подтверждении на электронную почту.

Мобильное приложение имеет единую базу пользователей с сайтом Российских железных дорог. Если пассажир хоть раз оформлял документы через одноименный портал, то регистрироваться в мобильном приложении не нужно. С помощью цифрового сервиса можно приобрести билеты на поезда дальнего следования и пригородные экспрессы без комиссии.

По статистике за месяц работы мобильного сервиса билеты на поезд из приложения скачало более 70 000 пользователей.

Достоинства и недостатки покупки электронного билета

Из плюсов, которые отмечают пассажиры, воспользовавшиеся электронными услугами, на первом месте стоит экономия времени. Не нужно тратить часы, чтобы доехать до вокзала и отстоять очередь. В любое время, будь это обеденный перерыв, свободное время между лекциями в институте, спонтанное решение отправиться в отпуск на семейном ужине, можно выйти в интернет и оформить заказ.

При покупке электронного проездного документа пассажир получает доступ к такой же базе данных, что и у кассира. Он видит схему поезда и свободные номера мест. При онлайн-покупке отсутствует человеческий фактор, когда кассир может навязать определенное место в вагоне или будет торопиться и не покажет все возможные варианты.

Покупка билета

Но есть у современных нововведений и недостатки. Нельзя одновременно купить два нижних места в одном купе. Нужно приобрести один билет, запомнить его номер, а затем быстро, чтобы никто не успел перехватить, выкупать соседний.

Через интернет невозможно заказать льготные билеты для школьников, студентов, инвалидов. Нельзя купить электронный билет и при перевозке на поезде животных. С ветеринарными документами и необходимыми справками придется отправляться в кассы.

Несмотря на то, что услуга введена несколько лет назад, долгое время возникали проблемы, связанные со сбоем электронной системы. Этот факт подтверждали и сотрудники ОАО «Российские железные дороги».  Электронная система обмена данными между интернет-сервером, вокзалом и поездом выходила из строя. Как следствие, пассажир с электронным проездным не значится в списках. Такие ситуации возникали и могут возникнуть из-за того, что не на всей территории России хорошо работает связь.

Важно! Если пассажир не попал на поезд по вине перевозчика, нужно от проводника или иного уполномоченного лица получить документ. В нем указываются данные пассажира, проводника, номер поезда, причина, по которой проводник не допустил гражданина в вагон.

Дальше необходимо написать претензию и вручить ее под роспись дежурному по вокзалу. Жалобу обязаны рассмотреть в течение 10 дней и вернуть деньги. Можно попытаться получить компенсацию материального (если из-за сорванной поездки пострадали рабочие моменты: была упущена выгода или пассажир понес убытки) и морального вреда. Но здесь нужно будет собрать убедительную доказательную базу. Чтобы избежать подобных проблем руководство Российских железных дорог советует заранее распечатывать посадочный купон и приезжать на вокзал за час до отхода поезда.

Однако, несмотря на возможные проблемы, покупка электронных билетов становится все более популярной. Пассажиры ценят экономию времени и денег, приобретая билеты без комиссионных сборов и посредников. К тому же электронные билеты можно взять и на международные поезда.

*Стоимость услуг актуальна на июнь 2018 года.