Первые пассажирские перевозки на железных дорогах России появились в С-Петербурге. Сегодня Питер насчитывает 5 действующих железнодорожных вокзалов: Ладожский, Московский, Витебский, Балтийский, Финляндский.

Вокзалы СПб, за исключением Ладожского, построены недалеко от центра мегаполиса и входят в Северо-Западную дирекцию ж/д вокзалов ОАО «РЖД».

Основная  информация о вокзалах: история, расположение на карте, популярные направления

Витебский

Адрес: г. Санкт-Петербург, Загородный проспект, д. 52

Официальный сайт

Телефон: 8 (800) 775-00-00

Станция метро: Пушкинская, Звенигородская.

Наистарейший ЖД вокзал России (прежние названия — Царскольский, Детскосельский). Отсюда отправили первый отечественный жд поезд. Временное сооружение, построенное в 1837 году, связывало Санкт-Петербург и Царское Село, не сохранилось до нынешних дней.

Новый вокзал был спроектирован в стиле модерн академиком архитектуры и проектирования С. А. Бржозовским в 1904 году. Внутреннее убранство вокзала выглядит богато, вестибюли отделаны мрамором, бронзой и ковкой. Постройка имеет необычное куполовидное завершение, часовую башню, которая изображена на фото.

Витебский вокзал

Вокзал содержит 8 путей отправления поездов, обрамленных высокими платформами. Здесь обслуживаются:

  • пригородные рейсы;
  • направления дальнего следования, в том числе международные рейсы.

Более 30 тысяч человек ежедневно обслуживаются этим вокзалом. Здание оснащено зоной отдыха, залами ожидания, камерами хранения, кафе магазинами, комнатами длительного пребывания.

Московский

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 85.

Официальный сайт

Телефон: 8 (812) 457-44-28

Станция метро: Площадь Восстания, Маяковская.

Важно! Каждый день составы поездов отправляются в города России, страны СНГ и Европы. Пригородные электрички движутся по направлениям: Оредеж, Луга, Павловск, Новгород-на-Волхове и др.

Главный вокзал в Питере (прежнее название — Николаевский, позднее стал именоваться Октябрьским) был сконструирован в 1847 году знаменитым проектировщиком К. Тоном. Его прообразом был Ленинградский вокзал в Москве.

Строение оформлено в стиле ренессанс, гармонично вписывается в архитектуру всего района. Высокая башня с часами располагается в центральном месте постройки и указывает направление центрального входа в вокзальный комплекс. Потолок мраморного зала украшает памятник почтовому голубю с оливкой веточкой в клюве и свитком с эмблемой герба Питера в коготках.

Московский вокзал

За всю историю существования вокзал был реконструирован и расширен дважды. Сейчас Московский вокзал Питера представляет собой крупный, сложный и значимый транспортный узел страны. Неизменно каждый день вокзал принимает и отправляет более 80 пар поездов, обслуживая около 15 тысяч пассажиров дальнего следования и более 32 тысяч — пригородного.

Пассажирам Московского вокзала предоставлен список услуг:

  • Информационное бюро.
  • Комната отдыха для пассажиров.
  • Аптека/магазин/кафе.
  • Медицинский пункт.
  • Камера хранения.
  • Сервисный центр.

Важно! Главными направлениями поездов являются — московское, восточное и южное. Со станции поезда отправляются в Самару, Адлер, Москву, Курск, Нижний Новгород, Тулу. Электропоезда направляются в Колпино, Волховстрой, Тосно. Между северной столицей и Москвой курсируют скоростной поезд «Сапсан» и другие поезда повышенной комфортности.

Ладожский

Адрес: 195277, город Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 73

Официальный сайт

Телефон: 8 (800) 775-00-00

Станция метро: Ладожская.

Ладожский вокзал (прежнее название Дача Долгорукова) — современный и единственный транзитный пассажирский терминал Санкт-Петербурга. План проектирования сквозного вокзала зародился в 60-х XX века. Но возведение здания приостановили из-за возникшего экономического кризиса. Вокзал достроили в 2003 году, к 300-летию города, под руководством архитектора Н. И. Явейна.

Благодаря использованию принципа интеллектуального здания при проектировании, Ладожский вокзал занимает передовую позицию в технологическом плане. Ежедневно станция готова принять 50 пар пригородных электропоездов и 26 пар поездов международного и дальнего следования.

Ладожский вокзал

Транзитный терминал уникально спроектирован и разделен на несколько уровней:

  • подземный уровень выводит к электропоездам пригородного следования;
  • верхние уровни имеют выход к поездам международного и дальнего следования. Большую часть пространства верхнего яруса занимает световой зал с необходимыми для пассажиров службами: кассы, камеры хранения, комнаты отдыха, почтовое отделение, табло расписаний поездов, выход к парковкам авто.

Поезда Ладожского вокзала обслуживают сибирское, северное и восточное направления. Отсюда можно уехать в города: Архангельск, Мурманск, Москва, Екатеринбург, Тюмень, Адлер и т.д.

Обратите внимание! Электропоезда обслуживают направления Волховстрой, Мга, Кириши, Невдубстрой. Поезда дальнего следования отправляются в Тихвин, Петрозаводск, Мурманск, Челябинск, Архангельск.

Балтийский

Адрес: 198095, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 120

Официальный сайт

Телефон: 8 (800) 775-00-00

Станция метро: Технологический институт 1, Нарвская.

Первое время вокзал носил название Петергофский. Принадлежащая ему железная дорога до Петергофа была соединена линией с Красным Селом, с Гатчиной, Нарвой и Балтийским портом. В 70-х годах XIX века сюда прибыл первый поезд из Ревеля, с тех пор вокзал стал именоваться Балтийским.

Вокзальный комплекс сегодняшних дней был выстроен в 1855-1858 годах именитым архитектором Кракау А. И. Прообразом строения был Парижский Восточной вокзал. Главный вход комплекса украшают башни и овальный витраж с часами. Левый флигель был спроектирован для царской семьи, правый предназначался для обычных пассажиров.

Балтийский вокзал

Балтийский вокзал имеет 5 островных и 2 боковые платформы. По количеству перевозок пассажиров в пригородных электропоездах находится на втором месте в С-Петербурге.

Ежечасно около 3 тысяч человек обслуживаются этим вокзалом. По данным 2018 года поезда отправляются по следующим направлениям: Новый Петергоф, Ораниенбаум I, Лебяжье, Калище, Краснофлотск, Красное Село, Гатчина и др.

Финляндский

Адрес: 195009, Санкт-Петербург, пл.Ленина, 6

Официальный сайт

Телефон: 8 (800) 775-00-00

Станция метро: Площадь Ленина.

На сегодняшний день обслуживает лишь пригородные поезда и высокоскоростной фирменный поезд «Аллегро» по направлению Петербург — Хельсинки.

Первое здание Финляндского вокзала было сконструировано в 70-х годах XIX века, на железнодорожных путях, соединяющих С-Петербург и Финляндское Великое Княжество.

В период Великой Отечественной войны Финляндский вокзал был единственным действующим вокзалом в Северной столице. Во время блокады оттуда эвакуировали женщин, детей, стариков и раненных солдат. Боеприпасы, продовольствие с «большой земли» поступали в город через этот вокзал. Постоянные бомбардировки сильно разрушили здание станции. Реконструкция привокзальной площади была начата в последние военные годы. В 50-е годы вокзал был реконструирован, на месте старых построек возвели новое центральное здание, повернутое к Неве.

Финляндский вокзал сегодняшних дней построен в 1965-1969 годах по проекту известных архитекторов Н. Баранова, Як. Лукина, И. Рыбина. От старого комплекса осталось только главное здание. Вокзальный комплекс обладает строгим стилем, его высота составляет 8 метров. Центральный фасад украшают 17 больших зеркальных окон, выходящих на площадь В. И. Ленина.

На сегодняшний день здесь обслуживаются только электропоезда пригородного следования в северо-восточном и северо-западном направлениях, и единственное направление дальнего следования С-Петербург — Хельсинки скоростным поездом.

Электрички, обслуживающие пригородные направления, следуют в сторону Выборга, Сестрорецка, Белоострова, Петрокрепости, Рощино, Зеленогорска, Всеволожска, Ладожского озера и других регионов.

Современный вокзальный комплекс представляет собой комфортабельный пассажирский терминал с развитой инфраструктурой. Пассажирам предоставлены услуги:

Варшавский вокзал

  • Круглосуточные камеры хранения, расположенные у входа на платформы.
  • Комфортабельный зал ожидания.
  • Зал «Экспресс» с международными кассами продаж билетов, выходами на платформы, отделения банка.
  • Сервисный центр.
  • Продажа сувениров/ продуктов питания/ канцелярских товаров.

Закрытые железнодорожные вокзалы Питера

Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге — недействующий вокзал, в настоящее время представляет собой исторический и архитектурный памятник. Здание Варшавского вокзала реконструировано в торгово-развлекательный комплекс. Расположен на обводном канале, рядом находится Храм Воскресения Христова. На территории архитектурного памятника открыт музей железнодорожной техники.

Охтинский вокзал располагался на набережной Невы. Сегодня на его месте организовано трамвайное сообщение.

Вокзал Приморской железной дороги — в настоящее время закрыт. Он был демонтирован из-за выхода из строя путей сообщений в результате наводнения.

Вокзалы Санкт-Петербурга имеют богатую и уникальную историю строительства и развития. Сегодня вокзалы Питера обслуживают множество пассажиров, отправляя их по городам России, в страны СНГ и Европы. По объему перевозок жд вокзалы Питера занимают лидирующие позиции по стране. По данным Википедии жд вокзалы СПБ обслуживают 4 907 426 пассажиров ежемесячно.