Всю свою историю люди постоянно стремились к скорости. Сначала — на земной поверхности, потом — в небе, а далее — в покорении космических пространств. За прошедшее время было создано множество различных моделей воздушных судов, применяемых в гражданской, грузовой и военной авиации. И все время не утихала тяга к созданию самых больших, скоростных и надежных самолетов. Большое число производителей постоянно представляет все новые и новые воздушные суда с усовершенствованными скоростными показателями, достигая неимоверных скоростей.

Скорость в самолетостроении определяется не только стандартными километрами в час, также существует такой термин, как число Маха. Это быстрота обтекания воздухом фюзеляжа, разделенная на скорость звука. Быстрота в 1 Мах равняется скорости 340 м в секунду, или 1224 км в час.

На данный момент в мире созданы пилотируемые самолеты, которые способны превысить скорость в 2 Маха, или 2448 километров в час. В своей основе это военные боевые и разведывательные аппараты.

Топ самых быстрых беспилотных самолетов

Среди беспилотных аппаратов можно выделить такие:

  • Боинг Х-43. На данный момент это самый быстрый самолет в мире. Аппарат может превышать скорость звука более чем в 9 раз. Максимальное ускорение, достигнутое на испытаниях, составило 11 230 км/ч. Создавался специалистами компании Боинг совместно с инженерами НАСА, Майкро Крафт и Орбитал Сайенс на протяжении десяти лет. Расходы при создании составили более 250 миллионов американских долларов.

Самый быстрый самолет Боинг Х-43.

При такой огромной развиваемой скорости аппарат довольно компактен. Длина фюзеляжа составляет немногим более 3,5 метров, а размах крыльев — 1,5 метра. На авиационное судно установлены новейшие двигатели, работающие на кислороде и водороде, которые собираются в атмосфере. Благодаря такой конструкции баки для топлива оказались не нужны, в связи с чем заметно снизилась масса летательного аппарата. Выхлоп двигателей полностью состоит из водного пара.

Поводом для разработки данного аппарата стала необходимость для замены в будущем обычных двигателей на реактивной тяге.

  • Х-34 от Orbital Sciences Corporation. Этот аппарат еще быстрее предыдущего. Максимальная скорость его составляет 12 144 километра в час. Но она является заявленной производителем. Максимально зарегистрированная равна немногим более 11 тысяч км ч.

Создавался реактивный беспилотник в 90-е годы, впервые протестирован в 2001 году. Двигатели не установлены. Полет происходит при помощи ракеты Pegasus на твердом топливе.

Длина летательного средства почти 18 метров, высота — 3,5 м, и размах крыльев равен 8,8 м. Авиационное судно массой 1270 килограмм может подняться на высоту более 70 километров.

Важно! В вышеперечисленном списке рассмотрены беспилотные воздушные суда. В пилотируемых скорость в несколько раз ниже. 

Самый скоростной самолет, топ 10

Вышеперечисленные суда могут развивать огромные скорости, но созданы в единичных экземплярах с огромной стоимостью. На данный момент более распространены в мире скоростные воздушные машины, которые пилотируются людьми и чаще это военные реактивные истребители.

Реактивный высотный ракетоплан North American Aviation Х-15.

  • Х-15 от North American Aviation. Разработанный в Соединенных Штатах Америки, данный ракетоплан может развить ускорение 8225 километров в час. Производился с 1959 по 1968 годы. Самый мощный самолет в мире среди пилотируемых человеком. Может совершать суборбитальные полеты. Было произведено всего 3 экземпляра, использовались НАСА и американскими ВВС.
    Длина самолета составляет около 15 м, максимальная высота, на которую поднимался аппарат, равна 107 метрам.
    Топливом служит смесь аммиака и жидкого кислорода. Основой для разработки проекта служили наработки немецких ученых-ракетостроителей, созданные в 30-е годы.
  • Локхид SR-71 Blackbird. Разведывательный военный истребитель, созданный в США. Отличается большой скоростью и высотой полета, благодаря чему способен «убегать» от ракет противника. Впервые поднялся в воздух в 1964 году. Стоял на вооружении вплоть до 1998 года. Было создано 32 таких машины. Эксплуатировался для нужд ЦРУ, НАСА и ВВС Соединенных Штатов. Самолет был создан по технологии Стеллс, что способствует избеганию попадания на радары следящих систем. Длина самолета составляет почти 33 метра, размах крыльев — 17 метров. Двигатели устанавливаются производства компании Pratt & Whitney.
    Самолету принадлежит сильный рекорд скорости среди турбореактивных — 3530 км/час. Также рекорд по высоте в горизонтальном полете — 26 километров.
  • Локхид YF-12. Разведывательное авиационное судно производства США. Впервые поднялся в небо в 1962 году и эксплуатировался до 1968 года. За это время было произведено 16 летательных аппаратов. Максимальное ускорение составляет 4100 километров в час. Использовался в разведывательных целях, в операциях, проводимых ЦРУ. Пилотируется одним человеком. На борту устанавливается оборудование для аэрофотосъемки.
    Длина летательного аппарата составляет 31 метр, размах крыльев — 17 метров, высота — 6 метров. Устанавливались двигатели производства Pratt & Whitney.

    Активно использовался спецслужбами во время войны во Вьетнаме для ведения разведки. Производство было закрыто для экономии средств и в связи с появлением новой модели SR-71 Blackbird.

  • МиГ-25. Военный истребитель, страна разработки — Россия. Первый полет состоялся в 1964 году, производился с 1969 по 1985 годы. Этот российский истребитель эксплуатируется до сих пор в различных модификациях некоторыми странами. Основные — Сирия и Алжир.
    Предельная скорость составляет 3916 км/ч. Длина составляет 25 метров, размах крыльев — 14 метров, высота равна 6,5 метрам.
    Летательный аппарат 3-го поколения в свое время не уступал своим конкурентам, после появления 31-й модели активно поставлялся заграницу.
  • Bell X-2 Starbuster. Самолет создавался в качестве экспериментального. Впервые в воздух поднялся в 1953 году. Производился специально для исследования максимальной дальности, скорости и высоты полета. Оба созданных экземпляра потерпели катастрофу.Рис. 3 Bell X-2 Starbuster, потерпевший катастрофу.

    Максимальное ускорение составляет 3911 км/ч. Предельная высота, на которую удалось подняться — 38 400 метров. Длина фюзеляжа равна 12 метрам, размах крыла составлял 10 м.

  • МиГ-31. Российский военный истребитель. Начал эксплуатироваться в 1981 году, производился до 1994 года. За это время было создано 519 самолетов.
    Предельное ускорение достигало отметки в 3463 км/час. Длина корпуса равна 20 м, размах крыла — 13 м, высота — 6 м.
    Самолет по праву занимал первые строчки в своем классе, поскольку легко развивал ускорения выше звуковых, и мог летать очень низко для уклонения от радаров.
  • ХВ-70 Валькирия. Американский стратегический бомбардировщик. Начал использоваться в 1969 году, в этом же году проект был закрыт. Стоимость создания составляла 1,5 миллиарда долларов США. Было создано всего 2 аппарата.
    Самолет переносит ядерный заряд со сверхзвуковой скоростью, равной 3794 км/ч на высоте 21 километр. Длина корпуса составляет 60 м, размах крыльев 32 м. Высота равна 10 м.

ХВ-70 Валькирия в полете.

  • F-111 Aardvark. Американский истребитель. Предельная скорость составляет 3060 километров в час. С его помощью проводились военные и разведывательные операции американских ВВС.
  • Су-27. Советский истребитель. Состоит на вооружении в России, Белоруссии и Украине. Предельное ускорение составляет 2876 километров в час.
  • F-15 Eagle. Состоит на вооружении и производится в США. Предельная скорость равна 3065 километров в час.

Самый медленный самолет

Скорость  популярного советского «Кукурузника» Ан-2 составляет всего 236 км/ч.

Это далеко не полный список самых быстрых в мире самолетов. Все авиапроизводители работают над повышением мощности, скорости. Создаются все новые типы двигателей, на совершенно новых типах топлива, как например Боинг Х-43, работающий только на кислороде и водороде и не имеющий топливных баков. Использование и испытание новейших технологий не останавливается. А это значит, что в ближайшие годы будет еще много сверхскоростных новинок.