Царское Село в Пушкине привлекательно для туристов со всего мира как место торжеств и официальных приемов, проводимых в эпоху царствования дома Романовых, а также как город, неразрывно связанный с именем русского литератора.
Содержание:
История возникновения
В XVII в. на месте современного Пушкина стояло поместье с финским названием Саари-мойс, Русским аналогом было название Сарская мыза.
В 1710 г Петр I подарил мызу своей жене Екатерине I, а через 8 лет началась продолжавшаяся несколько лет постройка дворца. Окончание строительства было пышно отмечено празднеством. Многократные пушечные залпы, произведенные из 13 пушек, сотрясали округу. Петр I пожелал видеть на открытии всех крупных государственных деятелей. За поместьем был закреплен статус парадной загородной резиденции. Приблизительно с этого времени появилось название Царское Село.
Экскурсия в Царское Село
Жители Питера и гости, приезжающие в северную столицу, часто стремятся побывать в музее-заповеднике «Царское Село». Самостоятельные путешественники прибывают сюда общественным или личным транспортом. Для организованных групп практикуются экскурсионные автобусные туры. Экскурсия в Пушкин с посещением Янтарной комнаты позволит увидеть жемчужину царскосельского ансамбля и вместе с тем побывать в колыбели творчества великого русского поэта.
Пушкинские места
Таких мест несколько, все они так или иначе связаны с биографией русского поэта.
Лицей
19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Это произошло по указу Александра I, который планировал создание этого учебного заведения для своих младших братьев Николая и Михаила, а также для детей родовитых дворянских семей.
Братья императора здесь не учились. Зато среди учащихся первого выпуска оказался лицеист, имя которого в дальнейшем стало известно читателям во всем мире, — Александр Сергеевич Пушкин.
Посетители могут заглянуть в комнаты лицеистов, посмотреть экспозицию, рассказывающую о школьных годах поэта.
Сегодня школьникам трудно представить, как жилось тогдашним лицеистам в течение 6 лет обучения. Поэтому им рассказывают о распорядке дня, о науках и предметах, изучаемых в императорском лицее. Учащиеся смогли научиться здесь не только наукам, но и дружбе, связывающей их на протяжении всей жизни. Однокашники Александра Сергеевича оправдали почетное звание лицеистов, став достойными мужами Отечества.
Дом Китаевой
Поэт любил Царское село, его парки и скульптуры. Он воспевал в своих стихах живописные царскосельские пейзажи, величественные памятники русской воинской славы, скульптуры и галереи. Здесь прошли годы юности поэта. Сюда он приехал после женитьбы в 1831 году и провел лето в одном из «кавалерских домов» — доме Китаевой, вдовы придворного камердинера Якова Китаева.
Своё название эти дома получили после указа Елизаветы Петровны возвести жильё для администрации села и посещающих его привилегированных гостей, называвшихся тогда господами кавалерами.
Именно в этом доме были написаны известные произведения: «Сказка о царе Салтане», «Клеветникам России», «Эхо» и другие. Частыми гостями в то лето были В. А. Жуковский и Н. В. Гоголь.
Памятники
В Царском Селе А. С. Пушкину установлено несколько памятников.
Пушкин-лицеист
В лицейском саду, на старинной чугунной парковой скамье под сенью кудрявых берез, сидит юноша в распахнутом лицейском сюртуке, а его фуражка небрежно брошена рядом. Забыв о повседневных заботах, он задумчиво смотрит вдаль.
Так изобразил Пушкина скульптор Р. Р. Бах, представив его отдыхающим в уголке Екатерининского сада.
Памятник выглядит непарадно, отчасти даже скромно, при этом он считается одним из самых известных скульптурных изображений Пушкина. Мимо него по широкому проспекту идут многочисленные посетители, проезжают автобусы с туристами, а он, находясь в центре современной жизни, на века застыл в задумчивости.
У Египетских ворот
В разные годы жизни поэт неоднократно приезжал из Петербурга в Царское Село на празднования дня основания лицея и в гости к проживавшему там Н. М. Карамзину. Каждый раз дорога проходила мимо городской заставы. Через нее уезжал Пушкин в ссылку в Екатеринослав. А через несколько лет возвращался из Царского Села в Петербург через построенные на ее месте Египетские ворота.
В 1937 году, в столетнюю годовщину смерти поэта, у въезда в город против Египетских ворот был установлен памятник Пушкину архитектора Л. Бершмана.
Поэт, отлитый из бронзы, стоит у развилки шумной дороги под раскидистой тенью старинного вяза. Он встречает и провожает всех, кто приехал в город, носящий его славное имя.
Экскурсия в Царское Село с посещением Екатерининского дворца
Экскурсии делятся на те, что проходят в парках, и на те, что посвящены дворцам.
Парки
В летнее время особенно привлекательно выглядит возможность посетить Екатерининский и Александровский парки. Прогуливаясь в прохладной тени раскидистых деревьев, невозможно остаться равнодушным к различным «садовым затеям»: фигурным водоемам, скульптурам, архитектурным сооружениям.
Дворцово-парковый ансамбль с его огромными садами и разнообразными декоративными сооружениями вызывал восхищение поэтов, воспевающих «созвездие» прекрасных зданий. Во время литературной экскурсии «Поэзия царскосельских парков» можно увидеть любимые места классиков русской литературы, вдохновлявшие их на создание произведений, хорошо известных читателям.
Парковые террасы связаны между собой каменными лестницами, а на нижней террасе парка по обе стороны от центральной аллеи расположены пруды. Для гостей музея подготовлена водная экскурсионная программа с переправой через Большое озеро на пароме образца XIX в.
Обзорная прогулка по парку знакомит с многочисленными скульптурами, фонтанами и садово-парковыми сооружениями. Помогает составить представление о павильонах, воротах и других архитектурных строениях, узнать о которых более подробно можно на отдельных экскурсиях.
Для посетителей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, в наличии имеются инвалидные кресла-каталки, воспользоваться которыми можно после внесенного залога.
Дворцы
Архитектурный ансамбль включает в себя помимо парковой зоны Екатерининский и Александровский дворцы.
Для посетителей, попавших сюда впервые, целесообразней выбрать обзорную экскурсию, во время которой они могут осмотреть дворцовые музеи, а также все находящиеся в них выставки. Повторные посещения можно использовать для тематических экскурсов, посвященных более подробному изучению отдельных залов и помещений.
Дворцовая жизнь предстает перед гостями во всем своем великолепии. Изысканное убранство залов, великолепие, созданное руками знаменитых зодчих, лепнина, мозаики и утонченная роспись, покрывающие стены и потолок, — все это вызывает восхищение и погружает в мир прекрасного. Каждая комната имеет свою историю и достойна отдельного повествования. Жемчужиной заповедника, восьмым чудом света, называют Янтарную комнату, одну из самых известных комнат Екатерининского дворца.
Экскурсия в Янтарную комнату в Екатерининском дворце
Она притягивает к себе туристов не только своей неповторимостью убранства, но и удивительной историей создания, бесследного исчезновения и, наконец, повторного возрождения. Это единственный в мире образец применения янтаря для декоративной отделки стен. Мозаичные ларцы, резные табуретки, шахматы и кубки демонстрируют все удивительные качества этого поделочного материала.
Мозаичные янтарные панно были подарены прусским королем Фридрихом Вильгельмом в дар Петру Алексеевичу Романову в 1716 г. Но панели увидели свет лишь во времена царствования дочери Петра, Елизаветы. Она приказала отделать ими стены комнаты в Эрмитаже (Зимнем дворце), а затем перенесла их своим указом в Екатерининский дворец.
Прибывшие панели не могли охватить площадь выделенной под их отделку комнаты. Потребовалась долгая и кропотливая работа по изготовлению дополнительных элементов деталей. Руководил проектом Барталомео Растрелли.
Имеющиеся янтарные панели с вырезанными на них из янтаря мифологическими фигурами, гербами, цветочными гирляндами и раковинами зодчий украсил зеркальными пилястрами, золочеными декорациями. Сочетание различных оттенков янтаря удачным образом были дополнены мозаичными картинами из поделочных камней.
После отступления немецких войск, которыми был оккупирован город Пушкин, янтарная реликвия пропала на долгие годы.
В самом конце XX столетия в Россию вернулись чудесным образом отыскавшиеся ларец и фрагмент янтарной панели. Других частей этой экспозиции найти так и не удалось, хотя предпринималось немало действий по ее розыску.
Несмотря на это, в 2003 году Екатерининский дворец распахнул двери для посетителей, желающих посмотреть на реконструкцию утерянного шедевра. Это стало возможно благодаря неимоверно сложной, кропотливой и несомненно талантливой работы специалистов-реставраторов, потративших на воссоздание не один десяток лет.
Официальный сайт
Музей работает в современном формате. На территории комплекса проводятся разноплановые интерактивные мероприятия для детей и юношества. Квалифицированные гиды проводят групповые экскурсии на русском, английском, французском и китайском языках. Для желающих проводятся индивидуальные экскурсии. Также можно воспользоваться аудиогидом.
На музейном сайте можно найти всегда актуальную информацию по всем интересующим вопросам:
- адрес музея;
- время работы музея-заповедника в разное время года;
- постоянные экспозиции и музейные выставки;
- мероприятия и праздники, проходящие на территории музея;
- время работы билетных касс и время действия приобретенных билетов и их стоимость;
- заказ и оформление билетов онлайн, правила получения, возврат неиспользованных билетов;
- телефоны для справок о работе экспозиций;
- телефоны для предварительной записи на групповые экскурсии, детские мероприятия, а также для уточнения, сколько они стоят;
- перечень дополнительных услуг, оказываемых инфраструктурой Пушкина.
Например, в шаговой доступности от дворцово-паркового ансамбля «Царское Село» находится здание «Гостиного двора». Являясь памятным объектом федерального значения, оно в то же время активно используется в соответствии со своим названием.
Здесь находится недорогой продуктовый рынок, ресторан, магазины и автомобильная парковка.
Прогулка по паркам и дворцам Пушкина вызывает трепетное чувство восхищения творческим замыслам зодчих, создававших на протяжении столетий один из величайших памятников художественной культуры России.