Содержание:
Потеря или повреждение багажа во время авиаперелета — неприятное событие для путешественника. Статистика говорит, что за минувший 2017 год на каждую тысячу пассажиров было утеряно в среднем 5.57 чемоданов. В большинстве случаев (78%) время ожидания вещей превышало норму, пассажиры получали багаж, но с опозданием. 17% людей столкнулись с повреждением дорожных сумок. 5% клиентов авиакомпаний пострадали из-за безвозвратной утери багажа.
Все авиаперевозчики заботятся о своем рейтинге и деловой репутации. С каждым годом оптимизируются методы регистрации, обработки и перевозки багажной клади. Авиакомпании не заинтересованы в финансовых потерях при выплате компенсаций пассажирам. Самим путешественникам тоже полезно быть информационно подкованными в этом вопросе.
Страхование перевозимых вещей
В известном романе Ильфа и Петрова говорилось: «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис». Специализирующиеся в этой области фирмы предлагают своим клиентам страхование багажа при перелете. В зависимости от полиса, список страховых случаев варьируется.
Само понимание термина «багаж» может трактоваться по-разному:
- Вещи, уложенные в дорожную сумку или чемодан, прошедшие регистрацию и находящиеся под ответственностью компании перевозчика;
- Зарегистрированный багаж с учетом сумок, взятых с собой в салон самолета.
Приобретая полис, важно понимать, что именно может трактоваться как страховой случай:
- полная или частичная пропажа;
- повреждение вещей;
- несвоевременная выдача (сроки обозначены в правилах страхования).
Под повреждением подразумевают полную потерю функционального назначения вещей. При этом если поврежден чемодан или сумка, вне зависимости от их дороговизны, это не будет считаться страховым случаем.
Страхование от потери багажа — личный выбор каждого путешествующего.
Нестраховые случаи утери багажа наступают при следующих действия путешественника:
- употребление алкоголя или наркотических средств;
- умышленное причинение вреда;
- совершение каких-либо действий, нарушающих закон;
- неприменение мер, направленных на сохранение имущества;
- несвоевременное информирование транспортных или страховых служб о возникших проблемах;
- изъятие багажа полицией, таможенными службами или другими государственными органами, подозревающими пассажира в правонарушении.
Задумываясь о страховании багажа во время полета, следует знать, что существует перечень перевозимых предметов, которые нельзя страховать. К их числу относятся:
- наличные денежные средства, кредитные карты, акции, облигации и т.д.;
- любого рода документы, в том числе деловые;
- фотографии и фильмы;
- ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней;
- паспорта, любые виды проездных талонов;
- шкуры ценных животных и изделия из меха;
- вело- и автотранспорт;
- протезы и контактные линзы;
- предметы старины, антиквариат;
- различные виды портативной аппаратуры (аудио, фото, видео и т.д.)
- хрупкие, легко бьющиеся предметы интерьера или посуды;
- животные, растения, семена растений.
Потерю застрахованного багажа компенсируют согласно его реальной стоимости. Учитываться также степень износа, она высчитывается пропорционально сроку пользования.
В случае если не представляется возможным достоверно установить стоимость багажа, используют весовую систему. Формула простая: денежную сумму за 1 кг перевозимых вещей умножают на вес, указанный в багажной квитанции. У каждой страховой компании своя тарификация. Многое зависит от того, каким классом путешествовали пострадавшие. Один килограмм веса потерянного багажа может оцениваться страховщиками от 1000 рублей до 50 долларов США*.
Возможны различные варианты:
- клиенты получают страховые выплаты вместе с денежными компенсациями авиаперевозчиков;
- средства, компенсируемые авиакомпанией, высчитываются из страховых возмещений;
- страховые службы возмещают ущерб строго после выплат перевозчиков.
Вне зависимости от того, позаботился ли пассажир о страховании своих дорожных сумок или нет, столкнувшись с тем, что багаж пропал, можно рассчитывать, что ущерб будет возмещен за счет средств авиакомпании.
Ответственность авиаперевозчиков перед клиентами
В мае 2018 вступили в силу принятые поправки в Воздушный кодекс РФ. Изменения в законодательном поле случились благодаря тому, что наша страна присоединилась к Конвенции, принятой в 1999 в Монреале. Произошло унифицирование правил международных авиаперевозок. Теперь нормы международного права применимы и в отношении граждан России.
Размер денежных выплат
Если во время международного перелета потерялся чемодан, вся ответственность за оставленный багаж ложится на авиакомпанию. Она обязана возместить ущерб в размере 20 долларов США* за 1 кг (учитывается курс валют на момент регистрации). Если по каким-то причинам вес дорожной сумки не указан, то он автоматически приравнивается к 35 кг. При перелетах внутри страны вещи оценят в сумму не более 600 рублей* за 1 кг. Взыскать с авиа перевозчика больше не удастся.
Юристы рекомендуют людям, попавшим не по своей вине в неприятную ситуацию с багажом во время полета, не забывать о федеральном законе «О защите прав потребителей» и его статье 153, где говорится о возмещении морального вреда. В судебной практике встречались случаи, когда суды взыскивали с перевозчиков до 50000 рублей*.
Еще один вариант получить достойную компенсацию — отправлять багаж с заявленной ценностью. В этом случае выплаты будут близки или эквивалентны реальному ущербу, но потребуется оплата дополнительных сборов. В спорах с авиакомпанией пассажиру придется предъявить документальные доказательства заявленной стоимости вещей, например, чеки.
Если не прилетел багаж: что делать, куда и как обращаться за компенсацией
Если в зале прилета аэровокзала пассажир обнаружил, что не прилетел багаж, важно понимать, как поступить в такой ситуации. Пошаговая инструкция для пострадавших путешественников:
- информирование служащих авиакомпании, которая обеспечила рейс, о возникшей проблеме;
- обращение к работникам специализированной стойки, занимающейся проблемами с багажом (она называется Lost & Found Airport Service);
- заполнение в двух экземплярах специального бланка поиска багажа (обязательно детальное описание того, как выглядел чемодан или дорожная сумка);
- предъявление сотрудникам компании перевозчика отрывного талона багажной бирки (обычно приклеивается на посадочный талон).
Если в такой затруднительной ситуации оказался командировочный, лишившись личных вещей, он может приобрести все необходимое (зубную щетку, сменное белье, бритву и т.д.) в первый день после заполнения необходимых бумаг. Авиакомпания обязана возместить задним числом все вынужденные траты.
При приобретении одежды компенсируется только 1/2 ее стоимости. Крупные перевозчики могут сделать выплаты на вещи первой необходимости сразу, по факту обращения (сумма не превышает 250 долларов США*).
Время поиска потерянного багажа — 21 день. На практике все происходит гораздо быстрее. Если спустя 5 дней с момента заполнения бланка (анкеты) чемодан или сумка не нашлись, предлагается составить подробную опись перевозимых вещей. Составленный список вносится в общую поисковую базу и багаж продолжает разыскиваться службами аэропортов. В 99% все заканчивается удачно. В противном случае признается факт потери багажа или кражи, и пассажиру предлагается денежная компенсация.
Если между пострадавшим и авиакомпанией возникают разногласия по поводу размера денежной компенсации, необходимо обратиться в главный офис авиаперевозчика, и составить претензию в письменной форме (возможно оформление онлайн). При утере багажа срок подачи претензии — 18 месяцев. При порче багажа — от 1-ой до 3-х недель с момента его получения.
Как происходит поиск утерянного багажа
Механизм поиска потерянных чемоданов и дорожных сумок давно автоматизирован. Создана международная многофункциональная система, разыскивающая пропавший багаж. Она называется World Tracer. К ней подключены все международные авиакомпании.
Составленная заявка пассажира вносится в электронном виде в общую поисковую систему. Важно, чтобы описание, предоставленное пострадавшим, было максимально точным и содержало как можно больше деталей. Как только система находит совпадения, идентифицируется место нахождения багажа, выясняется, где он «заблудился». Сотрудники службы поиска информируют об этом пассажира, сообщается в какое время и где можно забрать пропажу. Возможна доставка багажа по точному адресу, указанному путешествующим.
Потеряли багаж в аэропорту, что делать
Если неприятность случилась не во время рейса, но в течение того времени, пока путешествующие находились в аэропорту, необходимо немедленно обратиться к сотрудникам обслуживающей авиакомпании или на специализированную стойку. Пассажирам надо ориентироваться на того авиа перевозчика, услугами которого они пользовались.
Аэропорт Шереметьево — главный для таких компаний как «Аэрофлот», «Пегас Флай», «Северный Ветер» и многих других. В Домодедово помогать путешествующим отыскать пропажу будут авиа перевозчики «Трансаэро», «S7», «Московия», «Рус Лайн» и прочие. В 2016 году в этом аэропорту была внедрена специальная электронная система: розыск багажа Домодедово. Этот сервис помогает избежать очередей и делает процесс поиска максимально быстрым и комфортным.
Советы путешественникам как не потерять багаж
Неприятности могут случиться с каждым. Однако есть ряд мер, благодаря которым, риск утери сводится к минимуму.
Несколько полезных советов чтобы не пропал багаж во время авиаперелета:
- Не стоит искушать судьбу и сдавать в багаж ценные вещи: дорогие мобильные телефоны, планшеты, ювелирные украшения, шубы. Лучше брать все это с собой в салон самолета.
- Если в багаже перевозятся деньги, важные документы и прочее, стоит объявить о его ценности, оплатив при этом дополнительный сбор.
- Ни в коем случае не выбрасывать багажную квитанцию до момента получения багажа и возможности убедиться в сохранности его содержимого.
- Отклеивать все багажные бирки, оставшиеся на сумках от предыдущих рейсов.
- Приклеить к чемодану визитку или бирку с личными данными и контактами.
- Сделать свои дорожные сумки приметными с помощью приклеенного стикера, полоски, яркой ленты и т.д.
Будучи внимательным во время перелета, тщательно подготовив багаж к поездке, можно избежать многих проблем и не утерять свои вещи в пути. Если все-таки потерялся багаж в аэропорту, важно знать, что делать, помня о всех вышеупомянутых советах. Счастливой дороги!
*Тарифы актуальны на июль 2018 года