Орнитологи уже много лет задаются вопросом, почему птицы часто выбирают аэропорты и прилегающие к ним территории в качестве места обитания. Интерес далеко не праздный. Ежегодно авиакомпании несут существенные убытки от столкновения самолетов с птицами.
Содержание:
Как часто происходят столкновения

По статистике, которую ведут перевозчики, вероятность такого столкновения всего 0,08%. Это означает, что 8 полетов из 10000 бывают прерваны из-за пернатых. Чаще всего проблемы настигают пилотов в момент взлета или посадки.
Чем столкновение грозит пассажирам
Столкновение самолета с крупной птицей редко приводит к трагедии. Современные пассажирские воздушные суда сконструированы таким образом, что даже при попадании в турбину птицы весом в 3,5-4 кг, двигатель продолжит работу.
А если учесть, что их минимум два, то долететь до ближайшего аэродрома и совершить посадку в штатном режиме для пилотов не проблема. Вероятность выхода из строя сразу 2 турбин после встречи со стаей птиц, как недавно произошло с самолетом «Уральских авиалиний», крайне невысокая.
Но некоторое количество нервных клеток пассажирами будет безвозвратно утеряно. С одной стороны – испуг, с другой – при столкновении с птицей в момент взлета, летный регламент предписывает вернуться в аэропорт вылета для обследования самолета.
Перевозчику
Авиакомпаниям происшествия подобного рода, грозят убытками и немалыми. Они связаны не только с ремонтными работами. Среднемагистральный самолет, например «Boeing-737», за час полета сжигает до 2600 кг топлива. Расходы возрастают в случае, если посадка с полными баками невозможна, как часто бывает при столкновении со стаей пернатых в момент взлета.
Как авиакомпании борются с птицами
Для защиты аэропортов от пернатых совместно работают орнитологи и специалисты авиакомпаний. Существует узкоспециализированное направление в науке под названием авиационная орнитология. В аэропортах применяют:
• акустические системы, воспроизводящие голоса хищных птиц;
• хлопушки;
• газовые пушки, издающие хлопки, схожие со звуком выстрела;
• лазерные установки;
• активность – одна из причин для взлета самолетов с включенными огнями в дневное время.
Почему же проблема не решена? Потому что пернатые быстро адаптируются. Не видя реальной угрозы, они перестают бояться приборов.
Все чаще на охрану взлетно-посадочной полосы выходят животные и птицы. Например, в крупных аэропортах России службу несут обученные соколы и ястребы. Кое-где пошли дальше и начали применять управляемые дроны, замаскированные под хищных птиц.
В США более популярны дрессированные собаки.
Тем не менее, количество пострадавших самолетов только растет. Правда, связано это с увеличением интенсивности полетов, а не плохой работой наземных служб.