Пара таких непохожих друг на друга пернатых – красота контраста и лаконичность тандема – Белая Цапля вздымает толщу стен, и вторят ей укрепления Чёрного Ворона. Оба разбили скорлупу, когда над Японией пурпурно алели кровавые знамёна, и геополитическая ситуация менялась с каждой секундой всё стремительнее – замки сдавали и уничтожали – скорее домино, нежели древняя го.

Чёрный Ворон стоит на десяти опорах – колоссальная конструкция с чёрно-белой облицовкой стен и блестящей чернеющей в лучах солнца черепицей крыши. Эти десять опор – толстые балки вгрызаются в ненадёжную слишком почву, хотя именно по этому принципу и выбиралось изначальное место постройки.

Длина полёта стрелы или свиста примитивного довольно снаряда шестнадцатого века не превышали трёх километров, а именно столько отделяет крепостные внешние стены и главные пики построек. Стены щетинятся довольно грозно массивными укреплениями и чем-то явно опасным, сверкающим в солнечных бликах. Часовые никогда не спят, как им и положено. И по первому же тревожному гонгу поднимется войско.

Потеря стены – не потеря замка. Первый триумф быстро сменяется первым ужасом, когда почва начинает мягко уходить из-под ног, любовно обхватывая щиколотки врага и утягивая его за собой – местные топи погубили не одного захватчика, посмевшего войти в Мацумото с обнажённым мечом. Болото и рвы – три глубокие чаши перечёркивают замковый периметр, а сам Чёрный Ворон сложил крылья в центре композиции – венчает её, завершает.

Сегодня замок выглядит и вполовину не так воинственно, как хотели бы помнить устрашающего вида предки, сурово смотрящие со старинных гравюр. Он лёгок и прекрасен, он вызывает восхищение и трепет, но готов принять гостей, да и заходят эти гости уже без оружия в руках, подкупая благонравие замковых стен. Чёрные перья среди хризантемных зарослей.

Жёлтые пушистые цветы, кремовые лепестки, белоснежные крупные головки – местные хризантемы составляют едва ли не богатейшую в стране коллекцию, ковром расстилаясь по некогда неприветливой земле, а с апрелем приходят новые оттенки – нежно-розовый, затухающий ближе к кончикам ветвей, он тянет раскидистые сакуры к земле, заставляя их почти сгибаться под пышным слишком цветением. Дурманящий аромат!

У Мацумото много – даже слишком много тайн, но раскрыть их стоит попытаться, вот только на слишком быструю прогулку туда и обратно – шестнадцатый век, двадцать первый – рассчитывать не стоит. Если отправляться из Токио, то спусковой крючок следует искать на Синдзюку.

Можно выбрать скоростной экспресс, который доберётся до места прибытия немногим больше чем за два часа, но стоить это будет тоже прилично. Лучше выбрать один из поездов JR и настроиться на приятную медитативную пятичасовую поездку. От вокзала же до Мацумото придётся отправиться пешком или, как вариант, арендовать велосипед, но этой возможностью чаще пользуются сами японцы, чем западные гости этой страны.