В настоящий момент метро Парижа второе по загруженности в Европе. Система метро столицы охватывает весь Париж и пригороды: длина путей — 220 км, 303 вокзала на 14 основных линиях и 2 коротких. Практически на каждой станции можно перейти на другие линии. Интервалы движения поездов составляют от 2 до 10 минут. Средняя скорость движения — 35 км/ч.
Содержание:
- Полная информация о схеме метро Парижа
- RER в Париже
- Схема RER в Париже
- Стоимость метро в Париже
- Как правильно купить билеты на метро
- Интерьер парижского метро
- Фантомные станции
- Творческие замыслы на заброшенные станции
- Часы работы парижского метро
- Особенности парижского метро и что его выделяет в сравнении другими
Полная информация о схеме метро Парижа
Краткая история парижского метро
Проекты строительства метро в Париже появились в середине XIX века, а первая линия метро открылась 19 июля 1900 г в преддверии Всемирной выставки, к которой также приурочили мост Александра 3, Эйфелеву башню и другие достопримечательности. Пролегла ветка вдоль Елисейских полей и проспекта Rivoli.
Большинство линий в центре построено к 1920 году. К началу Второй мировой войны система состояла из 14 линий (159 км и 332 остановок). Метро строилось на протяжении всего XX века и продолжает сейчас, продлевая свои линии в пригороды. С 1969 года произошло слияние с системой городских поездов RER.
В 1998 году, с открытием линии 14, обслуживаемой поездами без машинистов, метро Парижа вступило в новую эру — эру полной автоматизации.
Карта парижского метро
Каждая линия имеет собственный номер, цвет и название, состоящее из конечных станций. На любой станции метро Парижа номер линии обведен кружочком соответствующего цвета. Чтобы показать, что это именно линия метрополитена (а не электрички), рядом с цифрой в синий круг взята буква «М».
Карту можно просматривать онлайн или заранее скачать в интернете и распечатать. Новое приложение Metro Paris Offline поможет проложить маршрут поездки.
RER в Париже
RER — система скоростного общественного транспорта, обслуживающая Париж и пригороды. Дата открытия 1969 год. Представляет собой объединение пригородных наземных железнодорожных линий и новых, возникших в 1960—1990-е годы, подземных линий в границах Парижа.
В RER пять линий, каждая из которых проходит через центр Парижа. На всех используется вилочное движение. В городе электрички, как и метро, проходят под землей, а вот за пределами столицы — выезжают на поверхность. Всего в RER 257 станций (33 в границах Парижа). По сравнению с метро, платформы RER расположены существенно реже и гораздо более просторны.
В границах Парижа RER имеет несколько пересадок на метро, в черте города для поездок на нём действуют те же билеты, что и на метро и наземный транспорт (но при пересечении границ города надо покупать отдельный билет). Больше информации размещено на странице. С использованием RER можно быстрее добраться до места назначения, чем на метро. В зависимости от дальности поездки имеется 5 зон оплаты.
В черте первой транспортной зоны, то есть в пределах Парижа, проезд осуществляется по тарифу ticket+ = 1,90€ за 90 минут.* В пригороды Парижа покупается билет Origin destination, цена которого равна количеству пересеченных зон.
На электричках RER можно пользоваться проездными и для молодежи до 26 лет в выходные и в праздничные дни действует абонемент Ticket Weekend:
1-3 — 4,10€;
1-5 — 8,95€;
3-5 — 5,25€.*
Поезда RER ходят ежедневно приблизительно с 5:30 утра до 1:20 ночи.
Схема RER в Париже
Практически на любом перроне доступна карта метро с отметками поездов RER. 5 направлений RER отмечены латиницей: A, B, C, D, E, и тоже имеют свое цветовое оформление. Но лучше скачать интерактивную карту с официального сайта на свое мобильное устройство.
Стоимость метро в Париже
Базовый билет — это одноразовый Tiket+.
Приобрести можно в автомате, в билетных кассах. Действует на всех видах городского транспорта в течение 90 минут. Можно пересаживаться с одной линии метро на другую, включая пригородные поезда RER (только в рамках Зоны 1), но нельзя по одному билету воспользоваться и метро, и автобусом. Одна поездка подразумевает один вход в общественный транспорт. Сколько стоят абонементы можно посмотреть по ссылке:
- 1 Ticket t+ (для взрослого) — 1,90€;
- 10 Ticket t+ (для взрослого) — 14,90€;
- 10 Ticket t+ (для ребенка от 4 до 9 лет включительно) — 7,45€;
- Дети до 4 лет — бесплатно.*
Проездной, действительный в течение дня, называется Ticket Mobilis.
Зональная стоимость:
- 1-2 – 7,3€;
- 1-3 – 10€;
- 1-4 – 12.4€;
- 1-5 – 17,8€.*
Проездной на несколько дней
Эти проездные билеты выпускаются на разное количество дней и зон. Стоимость взрослых проездных (1, 2, 3 или 5 суток) следующая:
- 1-3 — 12€/19.5€/26.65€/38.35€;
- 1-5 — 25.25€/38,35€/58.75€/ 65.8€.*
Стоимость проездных для детей от 4 до 10 лет включительно по зонам:
- 1-3 — 6€/9,75€/13,35€/19,2€;
- 1-5 — 12,65€/19,2€/29,35€/32,9€.*
Этот вид транспортного проездного документа действует строго с понедельника по воскресенье. С пятницы начинается продажа этих проездных на следующую неделю.
Купить проездной можно только в кассе. Он представляет собой пластиковую карточку и еще один билетик с фотографией и именем владельца. Для покупки карты потребуется фото размером 2 на 2,5 см. Обе карты нужно носить с собой.
Стоимость:
- цена за пластиковую карту — 5€;
- 1-5 на неделю — 22,80€;
- 1-5 на месяц — 75.2€.*
* Цены указаны на 2018 год.
Проездной Pass Navigo Dеcouverte покрывает все территории, в том числе дорогу до аэропортов, а также пригородов Парижа.
Как правильно купить билеты на метро
Абонементы в метро и на электричку можно купить в киосках подземки или в специальных автоматах на всех станциях метро. Расчет возможен карточкой и монетами, иногда — бумажными деньгами. У автоматов есть крутящийся ролик для выбора в списке нужной позиции и две кнопки «да» и «нет». Есть клавиатура для ввода кода карты.
Алгоритм при покупке в автомате:
- язык – французский по умолчанию, английский, немецкий, испанский или итальянский, русского в меню нет;
- пополнить проездной или купить билет;
- купить билет Ticket t+ (один, карнет — 10 штук, билет RER, в аэропорт и т. д.);
- тариф — для взрослых, детский до 10 лет;
- оплата карточкой или наличными, для оплаты наличными обычно имеются отверстия;
- забрать билеты.
Интерьер парижского метро
«Изюминка» парижского метро – это его станции, каждая из которых имеет собственное лицо. Оформление Louvre-Rivoli напоминает выставочный зал в музее. Перрон Pont-Neuf украшен увеличенными образцами древних французских монет, на поверхности расположен Монетный двор. Статуи и фото на Varenne посвящены музею О. Родена. На Cluny — расписной мозаичным узором Жана Базена потолок и автографы учеников Сорбонны.
Строгий вид имеет Concorde, восстановленная в 1991 г. Теперь на ее стенах белый кафель с синими литерами, из которых состоит Декларация о правах человека и гражданина 1789 г (Франсуа Шейн). На сводах Тюильри стены украшены фризом с изображениями значимых событий. На перроне Bastille — фреска, представляющая сцены взятия Бастилии.
Украшением метро Парижа считаются, расположенные над входами, оригинальные кованые навесы, указатели и павильоны в стиле модерн. Проект для них разрабатывал Эктор Гимар — известный архитектор.
На каждой платформе турникеты выглядят по-особенному – одни с маленькой дверцей, другие – в человеческий рост, третьи – с классической трехрожковой вертушкой.
Фантомные станции
По историческим или коммерческим причинам некоторые вокзалы парижского метро не используются и не доступен для пассажиров. Большая часть остановок-призраков была закрыта в сентябре 1939 г. после вступления Франции во Вторую мировую войну. Две станции были построены, но не вводились в эксплуатацию из-за нерентабельности проектов, отсутствуют даже выходы наружу. Несколько перронов было перемещено в связи с продолжением линий метро, а также произошло слияние станций.
Творческие замыслы на заброшенные станции
Разрабатывались проекты по превращению вокзалов-призраков в полезные объекты:
- просторный бассейн на месте железнодорожного полотна;
- ночной клуб с танцполом на рельсах и столиками в зонах ожидания;
- роскошный ресторан с современным дизайном;
- театр;
- выставку современного искусства.
Проекты так и остались смелыми, причудливыми идеями. Хотя, надежда есть всегда!
Часы работы парижского метро
В рабочие дни поезда подземки обеспечивают перевозку пассажиров с 5:30 утра до 1:15 ночи. Вечером по пятницам и субботам, а также накануне праздничных дней метро работает до 2:15 ночи.
Особенности парижского метро и что его выделяет в сравнении другими
Особенностями являются короткие перегоны между остановками, большая плотность сети в центре города и оформление первых станций в стиле модерн (арт нуво).
Отличие от других подземок:
- нет общего вестибюля для противоположных направлений;
- если двери вагонов не распахиваются сами, их надо открывать либо нажимая на кнопку, либо поднимая ручку-крючок наверх;
- сиденья расположены поперек вагона, а на обратной стороне, прилегающих к дверям сидений, есть откидные места;
- очень много переходов, спусков и подъемов и почти нет лифтов и эскалаторов.
В честь победы национальной сборной Франции на ЧМ-2018 в России временно переименованы шесть станций столичного метро.
Много полезной информации в статье. Посетили Париж в октябре 2018. С аэропорта до Северного вокзала (в субботу поздно вечером) пришлось купить билеты в автомате , стоимость билета — около 11 евро на одного пассажира, затем за 1,90 евро доехали на автобусе до отеля. В воскресенье целій день гуляли по Монмартру. А с понедельника купили проездные Pass Navigo Dеcouverte . Стоимость карты Pass Navigo Dеcouverte 5 евро (продается в кассе метрополитена) и пополнение (в автомате) на неделю 22,80 евро. С собой нужно иметь фото 2,5 на 3. Фото приклеить и написать под фото латиницей имя и фамилию. И как же удобно было неделю путешествовать с проездными почти на всех видах транспорта и по всем 5 зонам. RER cостоит из 5 линий, обозначенных буквами – A, B, C, D, E. В Париже функционирует практически так же, как метро, только на выходе придется еще раз пропускать билет через турникет. Поезда Transilien ходят по 8 линиям, обозначенным буквами H, J, K, L, N, P, R и U. За неделю с этими проездными мы посетили — Версаль, Фонтенбло, Сен-Жермен, Провен, Мальмезон. В аэропорт Шарль де Голь (в воскресенье, в 2:45) мы ехали ночным автобусом № 143, пользуясь последний день проездными. Очень удобно, экономно. Во всех видах транспорта (на входе или в вагонах) проездной нужно подносить к устройствам до звукового сигнала. Два раза контролеры проверяли наличие билетов в электричках RER. Все прошло отлично, всем советуем. Можно моделировать поездки по Парижу при помощи:
конструктора маршрута на сайте транспортной компании города Парижа (по адресу или названию станций) или конструктора маршрутов транспортной компании Иль-де-Франс (по адресам или названиям он построит маршрут и укажет, на каком транспорте, за какое время и за какую цену добраться до нужной точки). https://www.transilien.com/fr/itineraire, https://www.ratp.fr/itineraires, … Но если не посещать пригороды, то удобно покупать в Париже билеты «Карнет» – это 10 отдельных билетов. Просто 1 билет в метро стоит – 1,90 евро, а если покупать «карнет», т.е. сразу 10 билетов, то они стоят 14,90 евро, т.е. гораздо дешевле. Все билеты на метро действует так же и на автобусе, и трамвае, и RER в первой зоне, т.е. в границах самого Парижа.