Железнодорожные поездки давно стали неотъемлемой частью жизни человека. Такое путешествие занимает от нескольких часов до нескольких суток. Все это время пассажир должен чем-то питаться.

Организация питания в поезде

В 21 веке туристы не часто могут или хотят брать с собой в дорогу готовую еду из дома. Реалии современной жизни таковы, что не всегда есть время заранее продумать рацион или приготовить пищу. Помимо основной услуги — перевозки пассажиров и перемещения грузов, железная дорога поможет организовать питание в поезде.

Можно воспользоваться следующими вариантами:

  • посещение вагона-ресторана;
  • услуги выносной торговли;
  • покупка товаров у проводника;
  • гарантированное питание (холодный и горячий рацион).

При планировании поездки важно узнать, чем кормят в поезде.

Продажа товаров питания в поезде

Услуги проводника в организации питания

Если в пути пассажир проводит только несколько часов, его может устроить продажа товаров питания проводником. Всегда сотрудник обслуживающей бригады предлагает в поезде горячий чай или кофе в пакетиках. К чаепитию можно купить сахар, печенье, вафли, конфеты, шоколад, минеральную воду или соки. Горячие напитки предоставляются пассажирам в одноразовой чайной посуде.

Иногда проводник предлагает быстрорастворимую кашу или картофельное пюре, также есть вариант покупки пива и закуски (сушеной пакетированной рыбы) к нему.

Обратите внимание! В служебном помещении вагона можно бесплатно получить холодную или горячую воду, помыть посуду и подогреть еду. В купейном вагоне находится кофеварка (в некоторых поездах эта услуга оказывается на платной основе).

Покупка билета с питанием «Стандарт»

Покупая билет через форму онлайн заказа или через кассу Российской железной дороги на маршруты дальнего следования, пассажир вправе выбрать категорию вагона с предоставляемым гарантированным питанием или без него.

Важно! Личный кабинет «Мои заказы» сайта РЖД предоставляет возможность выбора вариантов питания или их изменения. Это допускается делать даже неоднократно, главное, чтобы до поездки оставалось не менее 72 часов. За трое суток до отправления ссылка на изменение питания становится неактивной.

Алгоритм изменения питания на сайте РЖД:

  • войти в личный кабинет через сайт РЖД;
  • найти там свой электронный билет;
  • под номером места отметить ссылку «Питание: Завтрак-Стандарт» или «Питание: Ужин-Стандарт»;
  • кликнуть ссылку.

Гарантированное питание

В зависимости от времени суток, проведенных в поездке, пассажиру предоставляется завтрак или ужин в купе, если время в пути займет сутки или больше — еще и обед (ланч).

Что входит в питание в купе поездах РЖД? Есть три категории, между которыми пассажир выбирает: питание «Стандарт», вегетарианское, детское. Если при заказе билета не указать конкретный тип питания из предложенного меню, то по умолчанию полагается «Стандарт».

Один из вариантов питания

Что значит питание «Стандарт» в поезде

Важно! «Стандарт» — это идентичный набор блюд для всех пассажиров с минимальной вариативностью.

Завтрак

«Стандарт-завтрак» существует в двух вариантах: основа первого — каша, второго — яичница. При выборе первого варианта, пассажиру будет предложено меню из овсяной (рисовой) молочной каши и бутербродов (с колбасой или сыром и маслом), ржаного и пшеничного хлеба, чая, кофе, сливочного масла и сливок. Следующий вариант завтрака «Стандарт» отличим от первого только заменой каши на яичницу-глазунью с помидорами и ветчиной.

Чем кормят в обед в купе поезда

Стандартный бизнес-ланч также существует в двух вариантах. Первый — сформирован из салата, борща из говядины, эскалопа и рисового гарнира, в дополнение — белый и ржаной хлеб. Горячие напитки — это выбор между чаем и кофе со сливками. Еще один вариант обеда «Стандарт» состоит из салата, супа-лапши, котлеты и картофельного пюре, в дополнение — белый и ржаной хлеб. Горячие напитки традиционны: чай или кофе со сливками.

Ужин

«Стандарт-ужин» в первом варианте будет представлен салатом, бифштексом и вареным картофелем, хлебом ржаным и пшеничным, чаем или кофе. Во втором варианте вечерней трапезы можно порадоваться куриному филе и вареным макаронным изделиям. Ужин дополняется кусочком ржаного и пшеничного хлеба, чаем или кофе.

Питание в СВ

Питание в СВ вагоне отличается тем, что к стандартному набору предлагается десерт, некоторые безалкогольные и алкогольные напитки. Посуда — фаянсовая или фарфоровая (а не одноразовые ланч-боксы, как в купе), вместо бумажной салфетки — тканевая.

В предоплаченном меню завтрак стоит от 210 до 430 рублей, цена обеда от 300 до 610 рублей, ужина от 270 до 500 рублей в зависимости от категории вагона для поездки.

Важно! Вес готового блюда или его ингредиентов нигде не указывается, поэтому стоит быть готовым к тому, что поданная порция еды может отличаться от привычной в большую или меньшую сторону.

При желании заказывается другой тип питания онлайн. Для этого выполняются следующие несложные действия:

  • напротив выбранного блюда поставить галочку слева;
  • справа здесь же кликнуть по чекбоксу (флажку);
  • в открывшемся сообщении посмотреть предложенный рацион;
  • согласиться нажатием кнопки «Выбор»;
  • при несогласии с предлагаемым типом питания продолжить поиск, повторив действия, указанные в пунктах 1 — 4.

Питание в вагонах СВ и купе

Если пассажир предоплатил завтрак, то его подача будет организована с 7 до 10 часов утра, обед — с 11 часов утра до 3 часов дня, ужин — с 4 часов дня до 9 часов вечера.

Внимание! Пассажир, приобретающий билет, оплачивает только один прием пищи. В поезде можно заказать еще и дополнительное питание: кашу, суп, салат. 

Вагон-ресторан

Как правило, поезда дальнего следования не обходятся без вагона-ресторана на 48 посадочных мест.

Иногда к составу прикрепляют два. Это возможно для перевозки детей на кремлевские новогодние елки, когда весь поезд заполняется детьми и сопровождающими их педагогами. Таким образом соблюдаются санитарные нормы провоза детей, которых кормят за три смены.

В новых вагонах-ресторанах предусматривается барная стойка, поэтому посадочные места сокращаются до 32.

Питание в вагоне-ресторане

Вагон-ресторан в поезде — это предприятие общественного питания, предоставляющее пассажиру разнообразный ассортимент блюд — от простых до самых сложных (включая фирменные и заказные), свежая выпечка, пирожные, конфеты, шоколад, алкоголь.

Каждый вагон-ресторан предлагает посетителям одно – два своих фирменных блюда. Популярны в вагонах-ресторанах солянка, жареная семга, бифштексы, форель. Из закусок можно полакомиться овощными салатами, сырными десертами, «Салатом-коктейлем».

Обратите внимание! Вагоны-рестораны поездов обычно работают круглосуточно, прерывая свою работу на полчаса для уборки и получения продуктов на станциях дважды в сутки.

Чем накормят в ресторане

Меню вагона-ресторана зависит от маршрута поезда. В ресторане сибирского поезда, например, в рецептурах фирменных блюд широко представлены кедровые орешки. В поездах Западной Сибири предлагают мясо, панированное в кедровых орехах. Различные блюда из рыбы (популярна запеченная рыба в омлете под белым соусом) используются на маршрутах Восточно-Сибирского региона. В поездах северного направления десерты готовятся с местными ягодами: морошкой, клюквой, брусникой. В поездах, направляющихся на Кавказ, предлагается форель, цыплята табака, разные шашлычные изделия.

Вагон-ресторан

Для активного привлечения целых групп пассажиров в вагон-ресторан действующее меню постоянно пополняется новыми интересными блюдами, а перед Новым годом или другими праздниками — специальными рационами и предложениями. Пассажиры, соблюдающие пост, смогут в вагоне-ресторане отведать правильные постные блюда.

Не во всех фирменных поездах, курсирующих по России, есть вагоны-рестораны. Например, поезд «Евразия», связывавший до недавнего времени Санкт-Петербург и Астану (формирование КТЖ — Казахстанская железная дорога), два с половиной дня в пути из питания предлагал пассажирам только лишь черный или зеленый чай и кофе.

Особенности питания в фирменных поездах

Электропоезд «Аллегро» имеет вагон-ресторан с баром. Общая вместимость 50 человек. Позиционирует себя как лучший ресторан между Хельсинки и Санкт-Петербургом и предлагает деликатесы финской и международной кухни. Широкий ассортимент горячих и холодных напитков. Алкогольные напитки не только продаются в розлив, но и разрешены к выносу в свой вагон. В стоимость билета в вагон первого класса включено холодное питание. Из особенностей вагона-ресторана в этом поезде — возможность проведения любого праздника, в том числе семейного или веселого мальчишника.

Важно! Фирменный поезд «Арктика» из Москвы в Мурманск — в пути около 1,5 суток. Особенностью вагона-ресторана является наличие здесь специальных мест для пассажиров с ограниченными возможностями.

Скоростной поезд «Стриж» Москва — Нижний Новгород доставит путешественников на конечную остановку за 3,5 часа. Все вагоны в составе поезда почти в два раза короче российских стандартов, поэтому вкусно поесть здесь приглашает пассажиров не только ресторан-бар, но и кафе-бар.

Поезд «Вятка» — это ночное жд сообщение между Кировом и Москвой. Если турист решит перекусить, то кроме гарантированного питания может посетить вагон-ресторан с широким ассортиментом блюд или заказать ужин в купе.

Поезд «Аллегро»

Электричка «Ласточка» связывает на сегодняшний день 34 различных маршрута. Время в пути варьируется от 1 до 5 часов. Здесь нет ни вагона-ресторана, ни организованного питания. Это означает, что проголодавшийся турист должен довольствоваться только услугой разносной торговли.

Вагон-ресторан в двухэтажном поезде

Двухэтажные составы «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург — Адлер) и «Адлер-Москва» в пути больше суток. Кроме оплаченного гарантированного питания, проезжающие могут посетить вагоны-рестораны этих поездов, где в обеденном зале каждого вагона-ресторана одновременно размещаются 44 человека на первом этаже и 48 на втором. Есть в этих поездах и автоматы по продаже кофе и снеков, что тоже очень удобно и нравится пассажирам.

Здесь транслируются аудио- и видеопрограммы, а кнопкой вызова возле столика приглашается официант. В вагоне-ресторане двух-этажного поезда есть специальный лифт-подъемник из двух шахт для подачи блюд и напитков из кухни в салон второго этажа и обратной транспортировки посуды.

Что и сколько стоит

В вагоне-ресторане поезда «Адлер-Москва» из холодных закусок можно съесть бутерброд с сырокопченой колбасой за 230 рублей, с семгой — за 250 рублей, с красной икрой — за 280 рублей. Стоимость салатов составит: 300 рублей — за салат-коктейль «Пикантный» или «Греческий», 350 рублей — за «Цезарь». За мясное ассорти (150 г) нужно отдать 530 рублей, а за «Сырную тарелку» (200 г) — 480 рублей. Борщ стоит 350 рублей, солянка — 400 рублей, суп-лапша с курицей — 300 рублей.

Питание стандарт

Из основных блюд предлагается филе семги за 820 рублей, куриное филе — за 700 рублей, шашлык — за 370 рублей, эскалоп — за 400 рублей. Гарнир — картофель отварной (150 г) — 200 рублей, жареный — 250 рублей. Еще на 100 рублей утяжелит счет самый простой чай из пакетика, заварной — на 300 рублей. Кофе — 250 рублей, булочка — 20 рублей, кусочек хлеба — 15 рублей.

Важно! В счет включается не только стоимость блюд, но и 10% стоимости за обслуживание в вагоне-ресторане. Об этом официанты, принимая заказ, не предупреждают.

Питание: качество и свежесть продуктов

Гарантированное питание готовится для перевозчика фабриками-кухнями, работающих с РЖД на аутсорсинге. Это обозначает, что приготовление пищи отдано предприятиям общественного питания по утвержденному перевозчиком меню.

Все блюда поставляются в поезда упакованными в защитную тару. Питание состоит из холодной и горячей части. Свежесть и сохранность еды достигается с помощью специальных ланч-боксов, в поезде блюда только разогреваются и подаются пассажирам.

Очень многие пассажиры с восторгом отзываются об организации гарантированного питания, другие же оставляют отрицательные отзывы о вкусе блюд и составе рациона, ведь, сколько людей — столько мнений. Какой тип питания подходит для туриста в подвижном составе, решить сможет лишь сам пассажир, воспользовавшись информацией из этой статьи.

* Цены актуальны на август 2018 года.