Железнодорожные поездки давно стали неотъемлемой частью жизни человека. Такое путешествие занимает от нескольких часов до нескольких суток. Все это время пассажир должен чем-то питаться.
Содержание:
Организация питания в поезде
В 21 веке туристы не часто могут или хотят брать с собой в дорогу готовую еду из дома. Реалии современной жизни таковы, что не всегда есть время заранее продумать рацион или приготовить пищу. Помимо основной услуги — перевозки пассажиров и перемещения грузов, железная дорога поможет организовать питание в поезде.
Можно воспользоваться следующими вариантами:
- посещение вагона-ресторана;
- услуги выносной торговли;
- покупка товаров у проводника;
- гарантированное питание (холодный и горячий рацион).
При планировании поездки важно узнать, чем кормят в поезде.
Услуги проводника в организации питания
Если в пути пассажир проводит только несколько часов, его может устроить продажа товаров питания проводником. Всегда сотрудник обслуживающей бригады предлагает в поезде горячий чай или кофе в пакетиках. К чаепитию можно купить сахар, печенье, вафли, конфеты, шоколад, минеральную воду или соки. Горячие напитки предоставляются пассажирам в одноразовой чайной посуде.
Иногда проводник предлагает быстрорастворимую кашу или картофельное пюре, также есть вариант покупки пива и закуски (сушеной пакетированной рыбы) к нему.
Покупка билета с питанием «Стандарт»
Покупая билет через форму онлайн заказа или через кассу Российской железной дороги на маршруты дальнего следования, пассажир вправе выбрать категорию вагона с предоставляемым гарантированным питанием или без него.
Алгоритм изменения питания на сайте РЖД:
- войти в личный кабинет через сайт РЖД;
- найти там свой электронный билет;
- под номером места отметить ссылку «Питание: Завтрак-Стандарт» или «Питание: Ужин-Стандарт»;
- кликнуть ссылку.
Гарантированное питание
В зависимости от времени суток, проведенных в поездке, пассажиру предоставляется завтрак или ужин в купе, если время в пути займет сутки или больше — еще и обед (ланч).
Что входит в питание в купе поездах РЖД? Есть три категории, между которыми пассажир выбирает: питание «Стандарт», вегетарианское, детское. Если при заказе билета не указать конкретный тип питания из предложенного меню, то по умолчанию полагается «Стандарт».
Что значит питание «Стандарт» в поезде
Завтрак
«Стандарт-завтрак» существует в двух вариантах: основа первого — каша, второго — яичница. При выборе первого варианта, пассажиру будет предложено меню из овсяной (рисовой) молочной каши и бутербродов (с колбасой или сыром и маслом), ржаного и пшеничного хлеба, чая, кофе, сливочного масла и сливок. Следующий вариант завтрака «Стандарт» отличим от первого только заменой каши на яичницу-глазунью с помидорами и ветчиной.
Чем кормят в обед в купе поезда
Стандартный бизнес-ланч также существует в двух вариантах. Первый — сформирован из салата, борща из говядины, эскалопа и рисового гарнира, в дополнение — белый и ржаной хлеб. Горячие напитки — это выбор между чаем и кофе со сливками. Еще один вариант обеда «Стандарт» состоит из салата, супа-лапши, котлеты и картофельного пюре, в дополнение — белый и ржаной хлеб. Горячие напитки традиционны: чай или кофе со сливками.
Ужин
«Стандарт-ужин» в первом варианте будет представлен салатом, бифштексом и вареным картофелем, хлебом ржаным и пшеничным, чаем или кофе. Во втором варианте вечерней трапезы можно порадоваться куриному филе и вареным макаронным изделиям. Ужин дополняется кусочком ржаного и пшеничного хлеба, чаем или кофе.
Питание в СВ
Питание в СВ вагоне отличается тем, что к стандартному набору предлагается десерт, некоторые безалкогольные и алкогольные напитки. Посуда — фаянсовая или фарфоровая (а не одноразовые ланч-боксы, как в купе), вместо бумажной салфетки — тканевая.
В предоплаченном меню завтрак стоит от 210 до 430 рублей, цена обеда от 300 до 610 рублей, ужина от 270 до 500 рублей в зависимости от категории вагона для поездки.
При желании заказывается другой тип питания онлайн. Для этого выполняются следующие несложные действия:
- напротив выбранного блюда поставить галочку слева;
- справа здесь же кликнуть по чекбоксу (флажку);
- в открывшемся сообщении посмотреть предложенный рацион;
- согласиться нажатием кнопки «Выбор»;
- при несогласии с предлагаемым типом питания продолжить поиск, повторив действия, указанные в пунктах 1 — 4.
Если пассажир предоплатил завтрак, то его подача будет организована с 7 до 10 часов утра, обед — с 11 часов утра до 3 часов дня, ужин — с 4 часов дня до 9 часов вечера.
Вагон-ресторан
Как правило, поезда дальнего следования не обходятся без вагона-ресторана на 48 посадочных мест.
Иногда к составу прикрепляют два. Это возможно для перевозки детей на кремлевские новогодние елки, когда весь поезд заполняется детьми и сопровождающими их педагогами. Таким образом соблюдаются санитарные нормы провоза детей, которых кормят за три смены.
В новых вагонах-ресторанах предусматривается барная стойка, поэтому посадочные места сокращаются до 32.
Питание в вагоне-ресторане
Вагон-ресторан в поезде — это предприятие общественного питания, предоставляющее пассажиру разнообразный ассортимент блюд — от простых до самых сложных (включая фирменные и заказные), свежая выпечка, пирожные, конфеты, шоколад, алкоголь.
Каждый вагон-ресторан предлагает посетителям одно – два своих фирменных блюда. Популярны в вагонах-ресторанах солянка, жареная семга, бифштексы, форель. Из закусок можно полакомиться овощными салатами, сырными десертами, «Салатом-коктейлем».
Чем накормят в ресторане
Меню вагона-ресторана зависит от маршрута поезда. В ресторане сибирского поезда, например, в рецептурах фирменных блюд широко представлены кедровые орешки. В поездах Западной Сибири предлагают мясо, панированное в кедровых орехах. Различные блюда из рыбы (популярна запеченная рыба в омлете под белым соусом) используются на маршрутах Восточно-Сибирского региона. В поездах северного направления десерты готовятся с местными ягодами: морошкой, клюквой, брусникой. В поездах, направляющихся на Кавказ, предлагается форель, цыплята табака, разные шашлычные изделия.
Для активного привлечения целых групп пассажиров в вагон-ресторан действующее меню постоянно пополняется новыми интересными блюдами, а перед Новым годом или другими праздниками — специальными рационами и предложениями. Пассажиры, соблюдающие пост, смогут в вагоне-ресторане отведать правильные постные блюда.
Не во всех фирменных поездах, курсирующих по России, есть вагоны-рестораны. Например, поезд «Евразия», связывавший до недавнего времени Санкт-Петербург и Астану (формирование КТЖ — Казахстанская железная дорога), два с половиной дня в пути из питания предлагал пассажирам только лишь черный или зеленый чай и кофе.
Особенности питания в фирменных поездах
Электропоезд «Аллегро» имеет вагон-ресторан с баром. Общая вместимость 50 человек. Позиционирует себя как лучший ресторан между Хельсинки и Санкт-Петербургом и предлагает деликатесы финской и международной кухни. Широкий ассортимент горячих и холодных напитков. Алкогольные напитки не только продаются в розлив, но и разрешены к выносу в свой вагон. В стоимость билета в вагон первого класса включено холодное питание. Из особенностей вагона-ресторана в этом поезде — возможность проведения любого праздника, в том числе семейного или веселого мальчишника.
Скоростной поезд «Стриж» Москва — Нижний Новгород доставит путешественников на конечную остановку за 3,5 часа. Все вагоны в составе поезда почти в два раза короче российских стандартов, поэтому вкусно поесть здесь приглашает пассажиров не только ресторан-бар, но и кафе-бар.
Поезд «Вятка» — это ночное жд сообщение между Кировом и Москвой. Если турист решит перекусить, то кроме гарантированного питания может посетить вагон-ресторан с широким ассортиментом блюд или заказать ужин в купе.
Электричка «Ласточка» связывает на сегодняшний день 34 различных маршрута. Время в пути варьируется от 1 до 5 часов. Здесь нет ни вагона-ресторана, ни организованного питания. Это означает, что проголодавшийся турист должен довольствоваться только услугой разносной торговли.
Вагон-ресторан в двухэтажном поезде
Двухэтажные составы «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург — Адлер) и «Адлер-Москва» в пути больше суток. Кроме оплаченного гарантированного питания, проезжающие могут посетить вагоны-рестораны этих поездов, где в обеденном зале каждого вагона-ресторана одновременно размещаются 44 человека на первом этаже и 48 на втором. Есть в этих поездах и автоматы по продаже кофе и снеков, что тоже очень удобно и нравится пассажирам.
Здесь транслируются аудио- и видеопрограммы, а кнопкой вызова возле столика приглашается официант. В вагоне-ресторане двух-этажного поезда есть специальный лифт-подъемник из двух шахт для подачи блюд и напитков из кухни в салон второго этажа и обратной транспортировки посуды.
Что и сколько стоит
В вагоне-ресторане поезда «Адлер-Москва» из холодных закусок можно съесть бутерброд с сырокопченой колбасой за 230 рублей, с семгой — за 250 рублей, с красной икрой — за 280 рублей. Стоимость салатов составит: 300 рублей — за салат-коктейль «Пикантный» или «Греческий», 350 рублей — за «Цезарь». За мясное ассорти (150 г) нужно отдать 530 рублей, а за «Сырную тарелку» (200 г) — 480 рублей. Борщ стоит 350 рублей, солянка — 400 рублей, суп-лапша с курицей — 300 рублей.
Из основных блюд предлагается филе семги за 820 рублей, куриное филе — за 700 рублей, шашлык — за 370 рублей, эскалоп — за 400 рублей. Гарнир — картофель отварной (150 г) — 200 рублей, жареный — 250 рублей. Еще на 100 рублей утяжелит счет самый простой чай из пакетика, заварной — на 300 рублей. Кофе — 250 рублей, булочка — 20 рублей, кусочек хлеба — 15 рублей.
Питание: качество и свежесть продуктов
Гарантированное питание готовится для перевозчика фабриками-кухнями, работающих с РЖД на аутсорсинге. Это обозначает, что приготовление пищи отдано предприятиям общественного питания по утвержденному перевозчиком меню.
Все блюда поставляются в поезда упакованными в защитную тару. Питание состоит из холодной и горячей части. Свежесть и сохранность еды достигается с помощью специальных ланч-боксов, в поезде блюда только разогреваются и подаются пассажирам.
Очень многие пассажиры с восторгом отзываются об организации гарантированного питания, другие же оставляют отрицательные отзывы о вкусе блюд и составе рациона, ведь, сколько людей — столько мнений. Какой тип питания подходит для туриста в подвижном составе, решить сможет лишь сам пассажир, воспользовавшись информацией из этой статьи.
* Цены актуальны на август 2018 года.
для дальних поездов с разделением на массовое питание (завтрак, обед и ужин) и заказное в остальные часы с использованием специальных баз подснабжения.