История Фонтанного дома (именно в нём музей Ахматовой в Санкт-Петербурге) начинается ещё во времена Северной войны. В 1712 году один из русских военачальников, граф Шереметев, получил участок земли поблизости от реки Фонтанки. К 1740-м годам заболоченное место было засыпано, и началось строительство Шереметевского дворца. В 1750-х годах здание стало двухэтажным. Именно от протекающей неподалёку реки Фонтанки дворец получил своё имя – Фонтанный дом. После 1917 года имение Шереметьевых было разграблено. В начале 1920-х годов Фонтанный дом стал многоквартирным (в 1930-е годы квартиры стали коммунальными). В квартире на третьем этаже прожила 30 лет своей жизни известная советская поэтесса Анна Ахматова. В 1989 году, когда отмечался столетний юбилей со дня рождения поэтессы, её квартира стала музеем.
Содержание:
Экспозиция
В музее-квартире восстановлена и сохранена обстановка 1930-х годов. Среди экспозиции личные вещи поэтессы, её одежда, письма, произведения и др.
В те времена бывшие дворцы превращались в коммунальные квартиры, и Фонтанный дом не стал исключением. Небогатая, «близкая к спартанской» обстановка, красноречиво говорит о том, что в 1930-е годы приходилось создавать могучее государство практически с нуля.
Интересно, что само здание Фонтанного дома было создано в виде буквы «о». Получалось, что комнаты были связаны друг с другом в виде кольца. Посетителям стоит посмотреть спальню, где Ахматова жила вместе с третьим мужем, небольшую отдельную комнату поэтессы (с мужем развелась, а жила в общей квартире, потому что переехать некуда), гостиную – самую большую комнату квартиры, а также небольшой коридорный тупик. В этом тупике приходилось ютиться Льву Гумилёву – сыну поэтессы.
Несколько интересных страниц из биографии поэтессы
Настоящая фамилия поэтессы – Горенко. Ахматова – псевдоним, взятый в честь бабушки-татарки.
Первым мужем поэтессы стал поэт Николай Гумилёв. Они были счастливыми супругами и родителями (в 1912 году у них родился сын Лев) до 1921 года, когда Гумилёв был расстрелян из-за козней Зиновьева.
Третий муж Ахматовой, Николай Пунин, закончил свою жизнь в заключении.
В 1947 году поэтесса написала стихотворение «Реквием», из-за чего появилась серьёзная натянутость с сыном (придирки Льва Николаевича были, увы, справедливыми).
Экскурсии по музею
При начале экскурсии посетители Фонтанного дома поднимаются по лестнице на второй этаж. Из окна площадки хорошо виден сад, а также окружающие его здания. На третьем этаже посетители зайдут в квартиру 44, где жила поэтесса.
Кстати, эта лестница – своеобразная граница между эпохами 19-го века и советским периодом 1930-х годов, когда многие квартиры стали коммунальными.
Посещение квартиры-музея начинается с прихожей. Эта комната типична для так называемой творческой интеллигенции Петербурга (позже Ленинграда). Здесь стоит сундук, печь из кафеля времён 19-го столетия, докторские сумки, вешалка, на стене висит большое зеркало. Также в прихожей есть специальная стойка, на которую ставили зонты. Интересно, что в проходе, соединяющем прихожую и кухню, хозяин квартиры Николай Пунин оборудовал фотографическую лабораторию.
Затем посетители посмотрят кухню. Здесь старая эпоха сочетается с новой: рукомойник, связанный с водопроводом, и старинные корзины, корыто. Коридор поначалу был достаточно тёплым, однако к 1930-м годам, когда квартира стала коммунальной, в нее проник холод.
В конце коридора был создан своеобразный кабинет для Льва Гумилёва. Здесь, в тупике (именно так сын Ахматовой и Гумилёва называл свой кабинет), будущий историк прожил до ареста в 1935 году. Вскоре выйдя на свободу, Лев не вернулся в коммуналку – предпочитал снимать комнаты в других квартирах.
Затем посетители попадают в кабинет хозяина коммунальной квартиры. Здесь он принимал гостей – художников.
Столовая – комната большая по меркам коммунальной квартиры. Эту комнату называли розовой из-за цвета обоев. Под абажуром, за круглым столом, собирались жильцы коммуналки. Интересно, что в 1938 году, когда Ахматова и Пунин расстались, поэтесса больше не появлялась за общим столом.
Полезно посетить и комнату, где поэтесса жила с 1938 года до осени 1941 года. Интересно, что в 1940 году Ахматова вплотную занялась сочинением стихов, а в 1941 году начала «Поэму без героя».
Интересна и другая комната, где поэтесса поселилась после возвращения из эвакуации (с осени 1941-го по май 1945-го Ахматова жила в Ташкенте). Именно здесь она встретилась с И. Берлином. Эта встреча обернулась неприятностью: в 1946 году Жданов раскритиковал творчество Ахматовой и Зощенко, и обоим литераторам запретили печататься.
Заканчивается экскурсия в Белом зале. Здесь совершенно иная атмосфера – весь зал посвящён поэзии Ахматовой. Посетители окунаются в необычную поэтическую реальность. Есть возможность «общения» с каждой из семи частей поэтической биографии.
Расписание работы музея и другие моменты
Музей-квартира А. А. Ахматовой в Фонтанном доме открыт для посетителей шесть дней в неделю – понедельник выходной. Расписание: во вторник, четверг, пятницу, субботу и воскресенье музей начинает работу в 10:30, а закрывается в 18:30. В среду музей открывается в 12:00, закрывается в 20:00. Интересно, что касса закрывается за час до закрытия музея. Если предварительно записаться, то можно стать участником воскресной обзорной экскурсии.
Вход в музей-квартиру платный, стоит 120 рублей* (если без льгот). Правда, иногда можно бесплатно посетить музей-квартиру – эта возможность появляется в третий четверг месяца (то есть раз в месяц).
Также стоит посетить и сад Фонтана. Прочитав афишу, посетитель узнает о ближайшем мероприятии.
Сайт и адрес музея, как добираться
Музей Ахматовой в Санкт-Петербурге официальный сайт, адрес – Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 53. Добраться можно на метро (ближайшие станции «Владимирская», «Достоевская», «Маяковская») или на троллейбусе (маршруты 3, 8, 15).
Есть ли вблизи музея те или иные услуги для туристов
Если турист проголодался, стоит посетить один из ресторанов на Невском проспекте (недалеко от станции метро «Маяковская»). Там есть рестораны с европейской и славянской кухней.
Кабинет Иосифа Бродского
В Фонтанном доме существует ещё одна необычная экспозиции – так называемый «Американский кабинет» поэта и лаурета нобелевки Иосифа Бродского, который никогда не бывал и никогда не жил в этом доме, но многие вещи и книги великого мастера, размещённые в этой комнате, передают всю атмосферу жизни и творчества, в которой творил великий поэт.
Посетив музей Ахматовой в Фонтанном доме, каждый проникнется трепетной атмосферой того периода, когда творили поэты Серебряного века: А. Ахматова и Н. Гумилев, М. Цветава и И. Северянин, А. Блок и В. Брюсов, оставившие миру непревзойденные шедевры литературного труда.