Крейсер «Аврора» — уникальный корабль, который пережил 3 войны, 2 революции. Его механизмы демонстрировали чудеса надежности, а люди — чудеса героизма. Насыщенный событиями боевой путь дал основание советскому правительству для оставления легендарной боевой единицы в качестве музея.
Сейчас крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге — один из самых красивых и узнаваемых памятников второй столицы России. Визит на борт «богини» — незабываемое событие, которое понравится туристам всех возрастов.
Содержание:
История корабля
Создание и строительство
История самой известной единицы отечественного флота началась в конце XIX века. В 1895 году в кораблестроительную программу Императорского флота Российской Империи были внесены изменения, в соответствии с которыми предполагалась постройка 3-х крейсеров так называемого «карапасного» типа — с бронированной палубой, скошенной к бортам. «Аврора» стала третьим кораблем проекта «Диана».
Начало первых работ на стапеле было положено осенью 1896 года. Имя корабля была выбрано лично царем Николаем II в честь древнеримской богини зари. Официальная церемония закладки была проведена 4 июня 1897 года в присутствии генерал-адмирала князя Алексея Александровича. Спуск крейсера на воду состоялся 11 мая 1900 года при участии царицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Далее, в течении трех лет продолжалась достройка «Авроры» на плаву. После длительных испытаний 16 июня 1903 года новый корабль вошел в состав флота.
Боевой путь крейсера
Еще до завершения испытаний на «Авроре» был получен приказ, в соответствии с которым «богиня» начала подготовку к переходу на Дальний Восток. Вместе с броненосцем «Ослябя» и несколькими миноносцами крейсер успел дойти до Джибути, а после, в связи с началом войны с Японией возвратиться на Балтику. По прибытии, корабль вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В составе этого соединения «Аврора» обогнула Африку и Азию и приняла участие в Цусимском сражении.
В начале боя «богиня» прикрывала транспорты от нападения эскадр японского флот. В течение нескольких часов крейсер маневрировал и избегал попаданий вражеских снарядов. Позже «Аврора» раза попадала под перекрестный огонь японских кораблей, но экипаж под руководством капитана Е. Р. Егорьева умело чинил повреждения и уходил из-под носа у неприятеля. Когда прорыв во Владивосток стал невозможен, корабль в составе отряда контр-адмирала Энквиста, ушел в Манилу, где был интернирован американскими властями. В Цусимском сражении на крейсере было убито 10 человек и ранено 80.
После окончания русско-японской войны «Аврора» вернулась на родную Балтику. До 1909 года «богиня» числилась в резерве. После выходила в несколько плаваний. Во время Первой Мировой Войны крейсер прикрывал траление и установку мин, а в 1917 стал на капитальный ремонт.
Именно во время проведения работ по замене и восстановлению механизмов, экипаж корабля принял участие в Октябрьской революции. Ночью 24 октября 1917 года корабль подошел к Николаевскому мосту, электрики с «Авроры» свели его и обеспечили беспрепятственное движение рабочих. На следующий день в 21:45 баковое орудие корабля дало выстрел, который стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца.
Между двумя мировыми войнами
В 1922-1923 годах «Аврора» была отремонтирована, а в 1928 превращена в учебный корабль. В межвоенный период крейсер несколько раз совершал походы в иностранные порты и снимался в кино, был награжден орденом Красного Знамени, как корабль, с которого началась революция.
Во время ВОВ
В июне 1941 все курсанты с «Авроры» ушли на фронт, а корабль был включен в состав ПВО Кронштадта. Орудия с легендарного крейсера перевезли на берег, в район Дудергофа. Батарея «А», в составе которой были пушки, оборонялась до последнего снаряда, 8 дней дралась в окружении, но задержала наступление немецких войск на Ленинград. Оставшаяся на корабле команда обороняла главную базу Балтийского флота, и за время войны сбила один вражеский бомбардировщик.
С 1945 до наших дней
После окончания блокады Ленинграда «Аврора» была поставлена на капитальный ремонт. В 1948 крейсер встал на вечную стоянку на Большой Невке. До 1961 года на нем жили нахимовцы. В 1950 на корабле был открыт музей, который работает до сих пор.
В 1984-1987 годах корабль прошел реконструкцию, в ходе которой был заменен оригинальный корпус на нов отдельный. Еще один капитальный ремонт был проведен на крейсере в 2014-2016 годах. В общей сложности 115 лет «богиня» служит России в качестве боевого корабля и музея.
В 2018 по решению международного комитета туристической привлекательности крейсер попал в список особых туристических объектов России.
Адрес музея крейсер Аврора. Как добраться
Часто путешественники задаются вопросом: Где в Питере находится «Аврора»? Адрес музея звучит просто: Петроградская набережная. Телефон для справок: 8 (812) 607-49-22.
Чтобы добраться до учреждения стоит воспользоваться поездами метро красной или синей веток. От станций «Площадь Ленина» и «Горьковская» нужно сесть на трамваи №№ 3, 6 или № 40, а также на автобус № 49 и доехать до остановки «Улица Чапаева». Последний ходит из центра города, с Невского проспекта. Альтернативным маршрутом может стать поездка на трамваях №№ 3, 6 или № 20 до остановки «Улица Комсомола» и 20-ти минутная прогулка до памятника по Пироговской набережной и Сампсониевскому мосту. В пешеходной доступности от «богини» расположены Финляндский вокзал, Петропавловская крепость, ботанический сад, парк «Марсово поле».
Музей «Крейсер Аврора» в Санкт-Петербурге: режим работы и цены
«Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея Российской Федерации. Легендарный боевой корабль российского и советского флотов открыт для посещения с 11:00 до 18:00. Касса функционирует с 11:00 до 17:15. Выходные в музее: понедельник и вторник. Режим работы учреждения не предусматривает каких-либо перерывов посреди рабочего дня.
Входной билет в музей взрослым гражданам РФ и стран СНГ обойдется в 400 рублей, для детей, студентам и пенсионерам — в 200 рублей. Для взрослых иностранцев тикет будет стоить 700 рублей, для малышей и учащихся ВУЗов — 400 рублей. При заказе экскурсии на русском языке для группы иностранных граждан численностью свыше 5 человек к цене билета прибавляются 400 рублей, на английском — 500 рублей. Для россиян и туристов из стран СНГ — 250 для взрослых и 200 рублей для пенсионеров и студентов.*
Те, кто желает индивидуально обозреть корабль и услышать множество интересных фактов о нем, могут заранее договорится об авторской прогулке с опытным экскурсоводом. Цена такой услуги — 2000 рублей.*
Для групп численностью 10-20 человек администрация музея предлагает тематические интерактивные программы: «Принятие присяги», «Музыкальны вечер», «День рождения в музее». За их организацию сотрудники учреждения просят оплату в размере 3000 рублей в час.
Что внутри корабля-музея
Внутреннее пространство крейсера разделено на 7 залов. Первый расположен в помещении бывшего карцера и боцманского кубрика. В нем на обозрение посетителей выставлены картины, на которых изображен корабль, флаги «Авроры» разных времен и диорама. На последней отображены все корабли, участвовавшие вместе с «богиней» в событиях октября 1917 года.
Второй зал находится на месте батарейной палубы и примыкавших к ней кубриков матросов. В его витринах экспонируются личные вещи членов экипажа крейсера, предметы быта, а также шпили, при помощи которых выбиралась цеп и поднимался якорь со дна моря.
Третий зал посвящен развитию отечественного флота на рубеже XIX-XX веков, походу на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, Цусимскому сражению и модернизации крейсера после русско-японской войны.
В четвертом зале показаны вещи, которые иллюстрируют историю «Авроры» с 1914 до 1939 года, в частности, фотографии, карты походов «богини» по Балтийскому морю, исторические документы, образцы формы офицеров и матросов.
Пятая экспозиция знакомит гостей с участием корабля в Великой Отечественной Войне. Большую ее часть занимают фото крейсера, сделанные в 1941-1945 годах. В специальных стендах установлены манекены матросов-балтийцев, которые сошли с «Авроры» и воевали на суше.
Шестой зал занимают подарки, врученные кораблю и его экипажу за 115 лет службы. Среди них особо выделяются эмблема начальника штаба ВМС США и знак командующего вспомогательными судами ВМФ Великобритании.
Седьмая экспозиция представляет собой восстановленную до первоначального вида корабельную церковь «Авроры». Кроме того, в нем развешены фото и картины, на которых изображены морские соборы Санкт-Петербурга и Кронштадта: Никольский и Святителя Николая Чудотворца.
Официальный сайт
Официальный сайт крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге. На интернет-ресурсе посетители могут ознакомиться с прейскурантом услуг учреждения, узнать телефон, по которому можно заблаговременно заказать экскурсии по кораблю, получить информацию о передвижных выставках Центрального военно-морского музея, просмотреть фото памятника истории, сделанные в различные годы его службы.
Тем, кто очень хочет приехать и полюбоваться легендарным кораблем, но не имеет такой возможности, понравится новый проект музея — виртуальная экскурсия. Посетить ее можно по ссылке. Интернет-страничка позволяет при помощи график, фотографий и панорам осмотреть все открытые для путешественников места крейсера. Графа, в которой можно выбирать для обозрения любые уголки «Авроры» размещена в левом верхнем углу сайта.
115-летний крейсер — это один ярчайших из символов Ленинграда. Уже 70 лет «Аврора» и Питер неразлучны, так как «богиня» прекрасно дополняет великолепный облик северной столицы России.
*Цены актуальны на август 2018 г.