Казанский собор в Петербурге — паломническое место, куда каждый год приходят тысячи желающих помолиться чудотворной иконе Божьей Матери. Икона, которая в Питере, представляет копию. Оригинал появился в Казани в 1579 году и до наших дней не дошел.
Сам собор начинает свою историю с маленькой часовенки, построенной, предположительно в 1710 году. Спустя время часовню перестроили в деревянную церковь. А затем, в 1733 году, — в храм из камня в стиле барокко. Так пожелала Анна Иоанновна, императрица-матушка. Храму дали название Рождественский. Предположительно, архитектором здания был М. Земцов.
Строение постепенно приходило в упадок, и в итоге Павел I после воцарения решил реконструировать здание. Он хотел, чтобы новое здание походило внешне на римский собор Святого Петра, который однажды так сильно впечатлил его. В 1799 году по велению императора был организован конкурс на проект. И с этой даты начинается путь Казанского собора, каким мы знаем его в наши дни.
Содержание:
- Предыстория: как все начиналось
- Конкурс на проект
- Казанский храм от закладки до освящения
- Казанский собор с момента освящения до Октябрьской революции
- Казанский собор в советский период
- Когда вернулся крест
- Архитектор Казанского собора
- Адрес и как добраться
- Расписание богослужений и часы работы
- Памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли
Предыстория: как все начиналось
Казанский кафедральный собор задумывался как место для хранения иконы Казанской Божьей Матери. Ее привезли в Санкт-Петербург в 1710 году и разместили в деревянной церквушке на Невке. Через 17 лет та церковь окончательно обветшала, и икону вместе с другой церковной утварью перевезли в Свято-Троицкий собор.
Императрицу Анну Иоанновну это положение вещей не устраивало, и в 1733 году она обратилась в Синод с просьбой построить для иконы новый храм на «прошпектной» дороге. Разрешение было получено и через четыре года, в 1737 году новое здание было готово.
Храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому и название дали — Рождественский. Правда, как только икона переехала туда, храм стали называть Казанским. Петербуржцы с трепетом относились к Богоматери-покровительнице.
Конкурс на проект
После коронации император Павел I повелел объявить конкурс на создание проекта для Казанского собора. Перед конкурсантами он поставил следующую задачу: новый собор должен быть похож на итальянский собор святого Петра и с колоннадой по типу колоннады Бернини.
Задача была непростая, и ни один предложенный проект Павла не впечатлил, пока однажды он не увидел презентацию проекта малоизвестного в то время архитектора А. Н. Воронихина. Молодой талантливый зодчий нашел решение, которое устроило венценосного заказчика.
Изначально Воронихин хотел, чтобы колонны опоясывали здание с двух сторон (с северной и с южной), а вокруг храма предлагал построить три площади. Это выглядело бы величественно, но задумка оказалась слишком дорогостоящей, поэтому в итоге колоннаду построили только со стороны Невского проспекта.
Казанский храм от закладки до освящения
Как только проект Воронихина был утвержден, спустя неделю началась подготовка к реконструкции. Шел ноябрь 1800 года. На строительство нового здания отводилось три года. На месте, выбранном для собора, было снесено 11 маленьких домов. За согласие на переселение хозяевам выплатили каждому по 500 рублей.
Дело продвигалось быстро, место расчищали, рыли рвы, откачивали воду, устанавливали сваи. Император Павел скоро собирался провести церемонию закладки первого камня, но не успел. Заговорщики-офицеры ворвались ночью в спальню, избили императора и в итоге задушили.
В итоге торжественную церемонию закладки камня провел наследник Павла Александр I. Архитектор Воронихин боялся, что Александр приостановит или вовсе закроет строительство нового храма. Но все произошло с точностью наоборот. Зная, как отцу был дорог этот проект, Александр поторопился и провел закладку камня, не дожидаясь вступления на престол. Церемония состоялась 27 августа, а короновался Александр 15 сентября. И в дальнейшем он тоже способствовал строительству, временами работа кипела даже ночью.
Казанский собор с момента освящения до Октябрьской революции
На момент освящения храма (15 сентября 1811 года) были завершено только само здание. Отделка продолжалась еще два года. Собор стал богат на полотна с религиозными сценами, но был по-прежнему беден на иконы. Скульптуры, которыми был украшен собор, простояли только до 1814 года, затем они отсырели и развалились.
А в 1812 году началась Отечественная война. Перед отъездом, 8 августа 1812 года, М.И. Кутузов, принявший командование армией, приехал в Казанский собор помолиться чудодейственной иконе. Он не скрывал трепетного отношения к Богоматери, победы армии приписывал ее поддержке, и все полученные трофеи передавал в храм. Из серебра, которое отвоевал у французов великий полководец, был сделан оклад для иконы.
Сразу после освящения Казанский собор стал играть важную роль в жизни города. Здесь не только часто молились члены императорской семьи, проводились молебны по случаю тех или иных событий, издавалась газета. В храм с нуждами и горестями приходило чуть ли не полгорода. Для помощи людям при соборе открыли столовую с бесплатной едой, богадельню для одиноких брошенных стариков, приют для детей и школу.
Казанский собор в советский период
После революции для Церкви настало сложное время. Начались преследования, расстрелы духовных лиц, пытавшихся отстоять Православную Церковь. При принудительном, зверском изъятии храмовых ценностей из Казанского собора был уничтожен чудесный серебряный иконостас. Храм был отобран у Церкви и передан обновленцам, а в дальнейшем закрыт и переоборудован для нужд советской власти. Крест сняли и заменили на шпиль. Затем в 1932 году здание храма отдали под Музей истории религии и атеизма.
Когда вернулся крест
После победы красной армии храм имел плачевное состояние. Крыша была пробита в нескольких местах, стены храма и колонны были в следах от снарядов. Часть перекрытий разрушилась. Фрески на стенах уничтожила плесень.
Собор реставрировали более 10 лет. С 1951 года работы велись внутри, приводился в порядок интерьер. А уже в 1960-е годы закончили восстановление фасада.
Как музей, здание Казанского собора прожило до конца 80-х годов. Затем государство постепенно начало менять свои взгляды на Церковь и ее роль в жизни верующих граждан. С лета 1989 года советская власть начала постепенно возвращать Церкви мощи святых. А в 1994 году на Казанском соборе снова засиял крест.
Архитектор Казанского собора
Андрей Никифорович Воронихин — выходец их крепостных, принадлежавших графу А. С. Строганову. Поскольку граф сам был близок к искусству, он не мог не заметить талантливого юношу. В 1777 году молодой человек с подачи графа Строганова отправился в Москву учиться живописи. Через два года Воронихин вернулся и стал жить в петербуржском дворце графа, выполняя его заказы. В частности, он выполнил отделку Строгановского дворца, реконструировал дачу Строганова на Черной речке. Поменял интерьеры в других усадьбах.
Граф Строганов с уважением относился к молодому мастеру, и в 1785 году дал ему вольную. Вместе со своим сыном Строганов отправил молодого мастера за границу обучаться архитектуре, проектированию и механике. Воронихин побывал в Швейцарии и во Франции.
В 1800 году Воронихин за проект колоннад и каскадов в Петергофе получил звание академика архитектуры. Другие известные его работы — здание Горного кадетского корпуса, дом казначейства, дворцовые интерьеры в Павловске и других местах. Именно его проект стал победителем при строительстве Казанского собора.
Семейная жизнь Воронихина не была счастливой. В 1801 году он женился на гувернантке Строгановых Мэри Лонд. Она была англичанкой и исповедовала протестантство, поэтому Воронихин долго не мог получить разрешение на брак. После замужества она родила супругу шесть сыновей, но к сожалению, двое из них умерли во младенчестве, остальные тоже не зажились, не оставив после себя потомства.
Талантливый архитектор, Воронихин, скончался в феврале 1814 года. Его похоронили на Лазаревском кладбище, относящемся к Александро-Невской лавре. Супруга пережила его на восемь лет.
Адрес и как добраться
Официальный адрес собора — город Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2. Фактический — Невский проспект, 25.
Добраться до собора несложно. Нужно доехать до станции метро «Невский Проспект», «Гостиный Двор» (выход к каналу Грибоедова). Собор расположен напротив выхода из метро на Невский проспект. Затем нужно пройти пешком по направлению к Дворцовой площади. Через несколько минут слева будет хорошо видно величественное здание Казанского собора.
Если поездка планируется на наземном транспорте, можно доехать:
- автобусом — № 3, 22, 27, 181, 191;
- троллейбусом — № 1, 7, 10, 11, 22;
- личным автотранспортом.
Расписание богослужений и часы работы
Полное расписание можно посмотреть на сайте собора.
Службы в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в будни в 7.00, в воскресные и праздничные дни в 6.30. Закрывается после окончания вечернего богослужения.
Крещение, венчание, молебны, панихиды совершаются по необходимости в течение дня в штатном режиме. В храме постоянно дежурит кто-нибудь из священников.
Стоимость входного билета
Билеты для посещения собора не требуются. Храм является действующим и вход в него свободный.
Памятник Кутузову и Барклаю-де-Толли
Решение об установке памятников было принято Александром I после смерти великих полководцев. Указ был подписан 23 сентября 1818 г. Но работа застопорилась, так как император хотел, чтобы военачальники были изображены в своих мундирах, а имперские скульпторы настаивали на классических туниках. Английские и немецкие художники также не смогли угодить Александру и изобразить великих полководцев достойно и убедительно.
В результате дело не двигалось с места до 1829 года. В очередной раз император, уже Николай I, объявил очередной конкурс. Работа одного из конкурсантов, Б. И. Орловского, понравилась императору. Художник добился внешнего сходства и изобразил полководцев именно так, как хотел император. В кратком описании монументов: оба изображены в мундирах, Кутузов — в движении, Барклай-де-Толли — смотрит вдаль.
Работа по изготовлению началась в январе 1830 года. Орловский пережил много споров на тему, как должны выглядеть скульптуры. Сами модели были изготовлены в 1831 году. Скульптуру Кутузова отлили в 1832 году (высота составила 4,1 м), а Барклая-де-Толли — в 1936 (высота 4 м). Причем последнюю пришлось отливать дважды.
Готовые скульптуры установили в боковых порталах храма, напротив колоннад. В 1839 году вокруг пьедесталов построили ограду, позже тумбы с натянутой цепью.
Казанский собор в Петербурге является одним из крупнейших в городе. Это не только вместилище для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, но и замечательный памятник воинской славы русского народа.