Сикстинская капелла — сокровище мировой культуры, которое на протяжении пяти веков притягивает к себе почитателей искусства со всего мира. В этой статье содержится информация о домовой капелле папы Римского, а также советы тем, кто собирается ее посетить.

История

История Сикстинской Капеллы богата именами великих деятелей Ренессанса. В XIV веке папы покинули Рим, но духовный центр мира сместился в Авиньон ненадолго, уже в XV веке все вернулось на круги своя. За столетия храмы обветшали, а фрески потемнели. Главным направлением Римских Пап пятнадцатого века стало восстановление постаревшего Ангельского дворца — своей резиденции.

Капелла в западном христианстве означает то же, что и домовая церковь в православии — место для богослужения, являющееся частью постройки или комплекса. Здание Сикстинской капеллы было возведено во второй четверти XV века в качестве храма, где собирались бы знатные представители Рима и Церкви.

Потолок Сикстинской капеллы

Инициатор строительства — папа Сикст IV боялся угрозы со стороны султана Мехмеда II, в случае нападения папе нужно было бы где-то спрятаться. Построить крепость означало показать трусость, поэтому Папа Римский решил, что нужно укрепить старую капеллу.

Размеры современного здания символично повторяют пропорции ветхозаветного ковчега — 40,9 м на 13,4 м. Папа, словно Ной, планировал укрыться здесь, но не от моря, а таящейся за ним угрозы.

Аскетичность экстерьера Сикстинской капеллы напоминает об апостольской скромности, но причина снова заключена в стратегии Папы Римского: скромная постройка не привлечет внимания врага.

Лаконичная трехэтажная Сикстинская капелла сооружена Баччо Понтелли в 1481 году. Первый этаж по указу папы построен крепким и неприступным, в соответствии со всеми известными параметрами оборонного сооружения. Второй, словно отвлекающий маневр, возведен с множеством окон, так как священное место должно быть наполнено светом. На третьем этаже Сикстинской капеллы строители вернулись к оборонной цели строительства, добавив в архитектурный мотив бойницы.

Здание Сикстинской капеллы

Новый храм посчитали достойным местом для проведения конклава — церемонии выбора нового Папы Римского, которая проходит там и по сей день вот уже более пятисот лет. Очевидно, что помещение такого значения необходимо было раскрасить соответствующими фресками.

Первым потолок Сикстинской капеллы расписал Пирматтео Лауро да Амелия, придав ему вид звездного неба. Стены же так и оставались пустыми.

Турецкий султан не был единственным врагом главы Церкви.

Долгая и изнурительная вражда папы с семейством Медичи окончилась примирением, в знак которого Лоренцо Медичи отправил в Рим лучших живописцев Флоренции, возглавляемыми Сандро Боттичелли. Совместно с Пьетро Перуджино он составляет проект росписи фресок и, с одобрения Папы Римского, приступает к работе.

Условно, стены Сикстинской капеллы поделены на три части. Нижнюю часть живописцы оформили под расписную дамасскую штору. В пространство между арочных окон, по требованию Сикста, помещены портреты пап Ватикана. Главный ярус капеллы — средний, в нем находятся фрески на библейскую тему. Северная посвящена жизни Христа, а Южная — жизни Моисея.

Продолжая опасаться врагов, папа решает увеличить толщину стен, из-за чего вскоре на сводах Сикстинской капеллы образовалась трещина, испортившая «звездное небо». Церковь закрыли для посещения. Взойдя на престол, новый папа Юлий II решает исправить ситуацию и приглашает художника, который и сделает Сикстинскую капеллу величайшим среди памятников культуры — Микеланджело Буонарроти.

Схема изображений на потолке Сикстинской капеллы.

Изначально, Папа Римский хотел, чтобы потолок капеллы украшали фрески с изображения первых апостолов, однако Микеланджело предложил идею, которая и была в итоге воплощена. С 1508 по 1512 годы на потолке Сикстинской капеллы появилась огромная фреска (площадь более 500 квадратных метров) с изображениями ветхозаветных сюжетов, которые обрамляют портреты пророков и сивилл — античных предсказательниц. Смысл фрески, по мнению искусствоведов — призыв к смирению. Словно живописец говорит через века: «Учитесь на ошибках предков и чтите истины».

Всего на потолке Сикстинской капеллы расположено девять сцен. Центральная — «Сотворение Адама» — один из самых узнаваемых шедевров Микеланджело. Творец, протягивающий руку созданию — так гениальный живописец отразил момент наделения человечества душой.

Спустя четверть века, Сикстинская капелла снова будет расписана Микеланджело. Он вернется сюда, чтобы проделать не менее грандиозную работу. Климент VII пожелал наравне с Сикстом IV остаться в истории как покровитель искусства, для чего и нанял Микеланджело, заказав роспись стены за алтарем на сюжет Страшного Суда. Причина выбора именно этого сюжета — активный рост сторонников Реформации.

Папа Римский хотел показать грешникам, что Суд ближе, чем кажется, тем самым восстановив авторитет католической церкви.

Гениальное произведение Микеланджело расписывал четыре года. В центре фрески судья — Иисус. Он изображен вне иконографических стандартов — без бороды, без одежды, и больше напоминает античного героя. Спаситель решает, куда отправится душа. Возле него — Дева Мария. Мать не может смотреть на карающего грешников сына, ее взгляд направлен на правую сторону композиции, на которой изображены возносящиеся в рай праведники.

Гениальное произведение Микеланджело

Христа окружают святые, лица которых словно просят Господа о помиловании грешников. Живописец наделил каждого святого определенным атрибутом, например, апостол Петр держит в руках ключи от рая, а Святой Варфоломей — кожу, которую с него содрали. По левую сторону фрески изображены грешники, низвергаемые в ад. Паника и раскаяние царят в этой части композиции.

Еще при жизни, на Микеланджело сыпались обвинения в безнравственности фрески: обнаженные фигуры и языческие античные мотивы в центре Сикстинской капеллы — сердца Ватикана возмущали богобоязненных жителей Рима. Однако, до смерти великого живописца никто не посмел изменить его творение.

Как только Микеланджело умер, Церковь наняла живописца Даниеле да Вольтерра для устранения неприличной наготы. Страстный поклонник гения Буонарроти сохранил главные особенности композиции, сделав минимальные вмешательства в нее. За эту работу, живописец навсегда остался в истории как «штанописец», то есть тот, кто одевает героям фресок штаны — так острые на язык римляне прозвали живописца.

Споры о приличиях продолжались до конца XX века. Точку поставил Иоанн Павел II, заявив, что фреска является свидетельством красоты главного божественного творения — человека.

Фрагмент фрески «Страшный суд»

Как добраться

Сикстинская капелла является частью музеев Ватикана. Чтобы добраться до него на такси, необходимо запомнить фразу Viale Vaticano musei.

Дополнительная информация:

  • Такси следует заказывать через службу. Водители, предлагающие свои услуги на улице, завышают цены для иностранных туристов.
  • Одна из крупнейших служб Рима — Radio taxi, ее номер — 39063570.
  • Цена зависит от счетчика. Итальянская особенность — счетчик включается с того места, где водитель принял заказ, а не с начала поездки.
  • Кроме счетчика, действует фиксированная цена за посадку: 3,25 евро — днем, и 4,5 евро — после 22.00 и до 6:00*.

Важно! Каждому, кто направляется в больницу, таксист обязан сделать скидку 10%. То же касается и женщин, пользующихся такси в ночное время.

В Риме действует система единых билетов

В Риме действует система единых билетов на весь городской транспорт. Они существуют в трех видах:

  • Roma 24 — действует сутки, стоит 7 евро;
  • Roma 48 — два дня, цена — 12,5 евро;
  • Roma 72 — три дня, стоимость — 18 евро.

Билет можно купить на любой станции метро, табачных и газетных киосках.

Метро:

  • Детям до шести лет проезд бесплатный.
  • Время работы: 5.30-23.00 (в пятницу и субботу — до 00.30).
  • Ватикан находится на станции Ottaviano красной линии метро.

Трамвай — № 19.
Автобус — № 32, 81, 982, 492, 990.

На официальном сайте Ватикана каждый год размещается календарь посещений Сикстинской капеллы.

Здесь же указано время посещения Сикстинской капеллы. Билеты приобретаются в кассе на входе в Музеи Ватикана, однако те, кто не желают ждать в очереди, могут купить билеты онлайн по ссылке.

Календарь посещений Сикстинской капеллы

Обратите внимание! Бронь билетов предъявляется охране только в распечатанном виде. Скриншоты на экране гаджета не принимаются. Распечатанная бронь должна быть показана кассиру, чтобы доказать факт покупки, после чего билеты отдают на руки покупателям. При покупке детского или студенческого билета нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие возраст (паспорт, студенческий билет), иначе билет будет изъят без компенсации стоимости.

Стоимость билетов:

  • Стандартный — 17 евро;
  • Студенческий (при наличии удостоверения или ISC) — 8 евро;
  • Детский (от 6 до 18 лет, при предъявлении документов) — 8 евро;
  • Стоимость электронного билета выше на 4 евро (сервисный сбор);
  • Дети до 6 лет в сопровождении взрослого — бесплатно.

Экскурсии

Гиды Ватикана говорят на итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках. Многочисленные сайты рекламируют услуги русскоговорящих гидов.

Важно! Экскурсии в Сикстинской капелле разрешены только со штатными гидами.

Хорошим выходом в данной ситуации является аудиогид, доступный и на русском языке. Стоимость — 7 евро. Его выдадут непосредственно у входа в Музеи. Многие ошибочно полагают, что экскурсия с аудиогидом более краткая и сжатая, однако это не так. Туристы, использовавшие аудиогид, оставляют только положительные отзывы, отмечая, что запись дает полное описание всех ценностей музеев Ватикана не хуже экскурсовода.

Экскурсии в Сикстинской капелле

Полезные советы туристам

Данные советы составлены на основе отзывов бывалых путешественников, которые побывали в Риме:

  • Основная масса туристов старается попасть в Ватиканские музеи утром. Самое разгруженное время — после двух часов дня. Если предпочтительнее посетить Сикстинскую капеллу в утреннее время, необходимо прийти за полчаса до открытия, иначе стоять в очереди придется минимум час.
  • Самые свободные от туристов месяцы — январь и февраль. Дни недели — вторник и четверг. Среда — день выступления Папы Римского, воскресенье — туристический пик, так как в этот день вход бесплатный.
  • Рим — город карманников. Не рекомендуется хранить деньги, банковские карты и документы в доступных местах, особенно — в заднем кармане брюк. Местные советуют держать сумку крепче и ближе к телу — часты ограбления мотоциклистами.
  • Ватикан — священная земля для миллионов людей, поэтому необходимо соблюдать дресс-код: закрытые колени и плечи, неспортивный стиль в одежде и обуви.
  • Сикстинская капелла находится в конце Музеев Ватикана. Это важно учитывать, чтобы рассчитывать свои силы.
  • Ватикан — особо охраняемая территория, все подозрительные предметы проверяются. Запрещено брать с собой рюкзаки, зонты, длинные штативы.
  • Побывавшие в Ватикане, советуют обувать удобную обувь, так как экскурсия продолжительная.
  • В Сикстинской капелле запрещено громко разговаривать, а также фотографировать со вспышкой.
  • Магазинов с водой и закусками рядом с музеями нет. В самих музеях есть кафе, однако очереди и цены оставляют желать лучшего.
  • Туристы часто спрашивают у гидов о местонахождении «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти. На самом деле, эта картина находится в Дрездене, и никакого отношения к Сикстинской капелле не имеет. Свое название картина получила от имени святого покровителя церкви, для которой была написана — Сикста II.
  • Сикстинская капелла нередко становится причиной особой травмы. Осматривая фрески на потолке капеллы, туристы запрокидывают голову слишком сильно.

Шедевр Ренессанса, величайшее творение рук Титана Возрождения. Триумф античности в самом сердце христианского мира. Критик или обыватель — посещение Сикстинской капеллы станет незабываемым для любого.


*указанные цены актуальны на сентябрь 2018 года.