Как известно, в плацкарте не так много удобств для пассажиров. Открытое пространство, нет дверей, боковые койки, один туалет на вагон. Большинство людей спокойно переносят эти временные неудобства, ведь билеты недорогие. Для них более важно, есть ли розетки в плацкартном вагоне, расположение и работоспособность штепселей. Можно выяснить это заранее, перед приобретением билета? В каких именно вагонах предусмотрены розетки: только в купейных, или в плацкартных они тоже бывают?
Содержание:
Розетка в пути: зачем нужна
Есть ли розетки в купе классического поезда? Каждый день десятки тысяч людей садятся в поезд. Одни проводят в нем несколько часов, другие — несколько суток. Большинство, выбирая из соотношения цена/комфорт, останавливаются на плацкарте. Дешево, сердито, но все необходимые удобства есть. Сложно сидеть постоянно в закрытом вагоне, и это вынуждает человека искать способы занять свободное время.
Раньше данную проблему решали просто: брали книги, свежие газеты, колоду карт или нарды, если ехали группой. Когда надоедало все, переходили на долгие задушевные разговоры. Это полезно, можно найти новых друзей или деловых партнеров.
Сейчас большинство проводят досуг с телефоном, планшетом или ноутбуком. Играют, общаются, сидят в сети (пока ловит), смотрят фильмы. Так проще занять непоседливых детей, когда им надоедает рисовать или играть в настольные игры. Подобная идиллия продолжается, пока в устройствах не разряжаются батареи. Это неизбежно, ведь даже сильные батареи держатся максимум сутки при активном использовании. Существуют портативные зарядки, но и они недолговечны.
Источники питания в плацкартном вагоне
Раньше розетки искали у проводника, он соглашался зарядить устройства за небольшую плату. Это было крайней мерой, когда садился телефон.
Первый вопрос: оборудован ли плацкартный вагон розетками? Да, они есть. Другое дело, смогут ли ими воспользоваться пассажиры. Мнение опытных пассажиров противоречивое. Одни говорят, что имеющиеся источники питания «не такие», не подойдут для зарядки ноутбука или телефона. Другие считают, это зависит от действий проводника: он может обесточить все розетки в вагоне.
Есть ли в поезде розетки, зависит от степени модернизации оборудования:
- отремонтированные вагоны — две и больше;
- старые вагоны — одна, у проводника;
- новые поезда — индивидуальные, в каждом из отсеков.
Некоторые пассажиры замечали, что есть небольшие странные розетки, куда невозможно воткнуть вилку обычной зарядки. Возможно, они созданы для использования электробритвы (у нее был другой штепсель) или подключения радио. Подобные сохранились в вагонах старого, еще советского образца.
Показатели напряжения: характеристика, особенности, формы вилки
На каких местах в плацкарте есть индивидуальные розетки? Каждый вагон снабжается электричеством индивидуально. Работа генератора зависит от движения парных колес у вагона. Оттуда накопившееся электричество поступает внутрь, где генератор подает ток во все внутривагонные розетки и распределяет его для освещения и нагревания котла.
Типы сети:
- 54 Вольт;
- 110 Вольт;
- 220 Вольт.
Фирменные поезда оснащены лучше: источники питания имеются везде, особенно в СВ, ими оборудовано каждое место. Розетка располагается возле переключателя индивидуального ночника (лампочки для чтения), причем наверху также.
Есть ли источники питания в купе обычного поезда? Если он модернизирован, то да, в купе будет минимум один источник питания. Старые поезда оснащены хуже, там встречается одна розетка, и то у проводника.
Какой должна быть форма вилки у зарядки? Стандартной. Большинство розеток выглядят обычно: имеют два круглых отверстия средних размеров. Рассчитаны на обычную вилку как у других электроприборов: чайника, кипятильника, лампы. Поэтому если у пассажира на зарядке вилка иной формы, ему лучше захватить переходник.
Для чего нужны в вагонах разные значения напряжения
Есть ли розетки в купейном вагоне и каково их расположение? Откуда такие разные значения: 54 Вольт и выше? Расположение всех розеток в плацкартном вагоне изначально было продумано не для зарядки современных смартфонов и прочей техники. Впервые их ввели еще в середине ХХ века, когда у людей отсутствовали подобные гаджеты.
Розетка 220 Вольт была одна, находилась она в туалете и предназначалась для подключения электробритвы. 54 Вольт использовали сотрудники, когда убирали купе и подключали маломощные пылесосы.
Итак, можно ли в поезде зарядить свой телефон? Если индивидуальных розеток нет и их расположение изначально забыли выяснить у кассира, можно расспросить проводника:
- 220 Вольт (на табличке над ней будет «220 V») — привычное напряжение, его хватит, чтобы без проблем зарядить телефон или иное устройство. Ноутбуки заряжать лучше дома, в поезде случаются скачки напряжения, это может негативно сказаться на состоянии техники. Кстати, проводники не советуют использовать в поездах электрические щетки.
- 110 Вольт — напряжение ниже обычного, но в принципе современные зарядки рассчитаны на 90–250 Вольт, так что проблем нет.
- 54 Вольт — будут проблемы. Здесь нужно положиться на диапазон зарядки и модель телефона.
Где и в каких вагонах можно воспользоваться розеткой
Опытные путешественники стараются заранее выяснять, в каких купе есть розетки в купейном вагоне и когда ими можно воспользоваться, особенно если предстоит долгий путь. Интересующие сведения несложно получить у своего проводника. Заодно тот проинструктирует, как использовать розетку — перечислит виды устройств, которые можно зарядить, скажет время работы источника питания, предупредит о возможном скачке напряжения.
Нельзя подключать к розетке:
- кипятильник;
- сумку-холодильник;
- обогреватель;
- ноутбук (нежелательно для самого устройства);
- электрические зубные щетки (лучше на время заменить их обычными).
Расположение источников питания в купейном или плацкартном вагоне зависит от степени модификации транспортного средства. Схема размещения розеток в вагоне плацкарт:
- Отсек 2 и 8. Это относится к старым составам, что работают еще со времен СССР. На вагон приходится 1–2 электророзетки, имеющие 220В. Они встречаются на местах 5–8 или 29–32.
- Напротив отделений, где находятся боковые места.
- Вблизи туалета.
- У проводника.
- В коридоре.
Купейные вагоны:
- встречаются между 3–4 купе и 7–8 (старые поезда);
- в каждом купе минимум по одной (модифицированные и новые поезда).
Что делать, если источник питания не работает
Пассажир подключил зарядку, но эффекта нет. Что делать? Сначала выяснить, действительно ли неисправна сеть. Попросить соседа, кто также хочет зарядить устройство. Возможно, не работает именно зарядка.
Проводники располагают возможностью отключать подачу энергии к розеткам вагона. Они делают это периодически по необходимости. Однако, если пассажиры попросят, проводники обязаны подключить питание.
Бывает, что неисправна сама розетка. Тогда сотрудники жд снабжают ее соответствующей табличкой. Если такой нет, то стоит оповестить проводника о проблеме и попросить его показать другую, рабочую розетку.
Правила безопасности
Итак, расположение розеток уже известно и значение таинственных табличек над ними (220В, 54В) тоже. Какие правила безопасности должен помнить каждый желающий зарядить устройство:
- проверить работоспособность розетки — если она не активна, известить проводника: он либо подключит электричество либо предоставит альтернативный вариант;
- не заряжать сложные устройства (например, ноутбук) — перепады энергии могут негативно сказаться на их работе;
- если розетка неисправна и имеется соответствующая надпись, то не использовать ее;
- не подключать несколько устройств сразу;
- помнить, что диапазон большинства современных зарядок — 94—250 Вольт, поэтому розетка 54В вряд ли сможет помочь.
Таким образом, розетки в купе и даже плацкартном вагоне есть! Каждый пассажир вправе использовать их. Более того, многие фирменные современные поезда оснащены индивидуальными источниками питания, расположенными у каждого места.