В настоящий момент метро Парижа второе по загруженности в Европе. Система метро столицы охватывает весь Париж и пригороды: длина путей — 220 км, 303 вокзала на 14 основных линиях и 2 коротких. Практически на каждой станции можно перейти на другие линии. Интервалы движения поездов составляют от 2 до 10 минут. Средняя скорость движения — 35 км/ч.

Полная информация о схеме метро Парижа

Краткая история парижского метро

Проекты строительства метро в Париже появились в середине XIX века, а первая линия метро открылась 19 июля 1900 г в преддверии Всемирной выставки, к которой также приурочили мост Александра 3, Эйфелеву башню и другие достопримечательности. Пролегла ветка вдоль Елисейских полей и проспекта Rivoli.

Большинство линий в центре построено к 1920 году. К началу Второй мировой войны система состояла из 14 линий (159 км и 332 остановок). Метро строилось на протяжении всего XX века и продолжает сейчас, продлевая свои линии в пригороды. С 1969 года произошло слияние с системой городских поездов RER.

Традиционные указатели входов в метро

В 1998 году, с открытием линии 14, обслуживаемой поездами без машинистов, метро Парижа вступило в новую эру — эру полной автоматизации.

Карта парижского метро

Каждая линия имеет собственный номер, цвет и название, состоящее из конечных станций. На любой станции метро Парижа номер линии обведен кружочком соответствующего цвета. Чтобы показать, что это именно линия метрополитена (а не электрички), рядом с цифрой в синий круг взята буква «М».

Схема метро Парижа

Карту можно просматривать онлайн или заранее скачать в интернете и распечатать. Новое приложение Metro Paris Offline поможет проложить маршрут поездки.

Интересно! Игра «Симулятор метро Парижа» позволит попробовать управлять поездом, контролировать его скорость, открывать и закрывать двери и останавливаться на перронах.

RER в Париже

RER — система скоростного общественного транспорта, обслуживающая Париж и пригороды. Дата открытия 1969 год. Представляет собой объединение пригородных наземных железнодорожных линий и новых, возникших в 1960—1990-е годы, подземных линий в границах Парижа.

На заметку! RER и Парижское метро интегрированы благодаря системе пересадок и оплаты. Движение поездов на линиях RER — левостороннее.

В RER пять линий, каждая из которых проходит через центр Парижа. На всех используется вилочное движение. В городе электрички, как и метро, проходят под землей, а вот за пределами столицы — выезжают на поверхность. Всего в RER 257 станций (33 в границах Парижа). По сравнению с метро, платформы RER расположены существенно реже и гораздо более просторны.

В границах Парижа RER имеет несколько пересадок на метро, в черте города для поездок на нём действуют те же билеты, что и на метро и наземный транспорт (но при пересечении границ города надо покупать отдельный билет). Больше информации размещено на странице. С использованием RER можно быстрее добраться до места назначения, чем на метро. В зависимости от дальности поездки имеется 5 зон оплаты.

Электричка и знак RER

В черте первой транспортной зоны, то есть в пределах Парижа, проезд осуществляется по тарифу ticket+ = 1,90€ за 90 минут.* В пригороды Парижа покупается билет Origin destination, цена которого равна количеству пересеченных зон.

На электричках RER можно пользоваться проездными и  для молодежи до 26 лет в выходные  и в праздничные  дни действует абонемент Ticket Weekend:

1-3 — 4,10€;

1-5 — 8,95€;

3-5 — 5,25€.*

Поезда RER ходят ежедневно приблизительно с 5:30 утра до 1:20 ночи.

Схема RER в Париже

Практически на любом перроне доступна карта метро с отметками поездов RER. 5 направлений RER отмечены латиницей: A, B, C, D, E, и тоже имеют свое цветовое оформление. Но лучше  скачать интерактивную карту с официального сайта на свое мобильное устройство.

Схема RER

Интересно! До Версаля на метро не доехать, только на RER — остановка Versailles Rive Gauche.

Стоимость метро в Париже

Базовый билет — это одноразовый Tiket+.

Разовый билет Ticket t+

Приобрести можно в автомате, в билетных кассах. Действует на всех видах городского транспорта в течение 90 минут. Можно пересаживаться с одной линии метро на другую, включая пригородные поезда RER (только в рамках Зоны 1), но нельзя по одному билету воспользоваться и метро, и автобусом. Одна поездка подразумевает один вход в общественный транспорт. Сколько стоят абонементы можно посмотреть по ссылке:

  • 1 Ticket t+ (для взрослого) — 1,90€;
  • 10 Ticket t+ (для взрослого) — 14,90€;
  • 10 Ticket t+ (для ребенка от 4 до 9 лет включительно) — 7,45€;
  • Дети до 4 лет — бесплатно.*

Проездной, действительный в течение дня, называется Ticket Mobilis.

Зональная стоимость:

  • 1-2 – 7,3€;
  • 1-3 – 10€;
  • 1-4 – 12.4€;
  • 1-5 – 17,8€.*

Обратите внимание! Автобусы-экспрессы в аэропорты в зону обслуживания этого проездного не входят.

Проездной на несколько дней

Эти проездные билеты выпускаются на разное количество дней и зон. Стоимость взрослых проездных (1, 2, 3 или 5 суток) следующая:

  • 1-3 — 12€/19.5€/26.65€/38.35€;
  • 1-5 — 25.25€/38,35€/58.75€/ 65.8€.*

Стоимость проездных для детей от 4 до 10 лет включительно по зонам:

  • 1-3 — 6€/9,75€/13,35€/19,2€;
  • 1-5 — 12,65€/19,2€/29,35€/32,9€.*

Обратите внимание! Проездной Парижа на несколько дней дает еще и дополнительные скидки на посещение музеев и прочих интересных мест.

Проездной на неделю Pass Navigo Découverte

Этот вид транспортного проездного документа действует строго с понедельника по воскресенье. С пятницы начинается продажа этих проездных на следующую неделю.

Проездной Pass Navigo Dеcouverte

Купить проездной можно только в кассе. Он представляет собой пластиковую карточку и еще один билетик с фотографией и именем владельца. Для покупки карты потребуется фото размером 2 на 2,5 см. Обе карты нужно носить с собой.

Важно! На текущую неделю пополнить карту Навиго можно только до четверга включительно.

Стоимость:

  • цена за пластиковую карту — 5€;
  • 1-5 на неделю — 22,80€;
  • 1-5 на месяц — 75.2€.*

* Цены указаны на 2018 год.

Проездной Pass Navigo Dеcouverte покрывает все территории, в том числе дорогу до аэропортов, а также пригородов Парижа.

Важно! Все проездные нужно активировать, вписав текущую дату и имя с фамилией.

Зонирование метро

Как правильно купить билеты на метро

Абонементы в метро и на электричку можно купить в киосках подземки или в специальных автоматах на всех станциях метро. Расчет возможен карточкой и монетами, иногда — бумажными деньгами. У автоматов есть крутящийся ролик для выбора в списке нужной позиции и две кнопки «да» и «нет». Есть клавиатура для ввода кода карты.

Автоматы для продажи абонементов

Алгоритм при покупке в автомате:

  • язык – французский по умолчанию, английский, немецкий, испанский или итальянский, русского в меню нет;
  • пополнить проездной или купить билет;
  • купить билет Ticket t+ (один, карнет — 10 штук, билет RER, в аэропорт и т. д.);
  • тариф — для взрослых, детский до 10 лет;
  • оплата карточкой или наличными, для оплаты наличными обычно имеются отверстия;
  • забрать билеты.

Важно! Все билеты до конца поездки обязательно надо сохранять на случай проверки. 

Интерьер парижского метро

«Изюминка» парижского метро – это его станции, каждая из которых имеет собственное лицо. Оформление Louvre-Rivoli напоминает выставочный зал в музее. Перрон Pont-Neuf украшен увеличенными образцами древних французских монет, на поверхности расположен Монетный двор. Статуи и фото на Varenne посвящены музею О. Родена. На Cluny — расписной мозаичным узором Жана Базена потолок и автографы учеников Сорбонны.

Строгий вид имеет Concorde, восстановленная в 1991 г. Теперь на ее стенах белый кафель с синими литерами, из которых состоит Декларация о правах человека и гражданина 1789 г (Франсуа Шейн). На сводах Тюильри стены украшены фризом с изображениями значимых событий. На перроне Bastille — фреска, представляющая сцены взятия Бастилии.

Интерьеры станций

Украшением метро Парижа считаются, расположенные над входами, оригинальные кованые навесы, указатели и павильоны в стиле модерн. Проект для них разрабатывал Эктор Гимар — известный архитектор.

Стиль метро — модерн (арт нуво)

На каждой платформе турникеты выглядят по-особенному – одни с маленькой дверцей, другие – в человеческий рост, третьи – с классической трехрожковой вертушкой.

Турникеты

Фантомные станции

По историческим или коммерческим причинам некоторые вокзалы парижского метро не используются и не доступен для пассажиров. Большая часть остановок-призраков была закрыта в сентябре 1939 г. после вступления Франции во Вторую мировую войну. Две станции были построены, но не вводились в эксплуатацию из-за нерентабельности проектов, отсутствуют даже выходы наружу. Несколько перронов было перемещено в связи с продолжением линий метро, а также произошло слияние станций.

Гамбетта с остатками вокзала Мартен Надо на заднем плане (слияние)

Творческие замыслы на заброшенные станции

Разрабатывались проекты по превращению вокзалов-призраков в полезные объекты:

  • просторный бассейн на месте железнодорожного полотна;
  • ночной клуб с танцполом на рельсах и столиками в зонах ожидания;
  • роскошный ресторан с современным дизайном;
  • театр;
  • выставку современного искусства.

Проекты так и остались смелыми, причудливыми идеями. Хотя, надежда есть всегда!

Творческие замыслы

Часы работы парижского метро

В рабочие дни поезда подземки обеспечивают перевозку пассажиров с 5:30 утра до 1:15 ночи. Вечером по пятницам и субботам, а также накануне праздничных дней метро работает до 2:15 ночи.

Особенности парижского метро и что его выделяет в сравнении другими

Особенностями являются короткие перегоны между остановками, большая плотность сети в центре города и оформление первых станций в стиле модерн (арт нуво).

Схема ветки

Отличие от других подземок:

  • нет общего вестибюля для противоположных направлений;
  • если двери вагонов не распахиваются сами, их надо открывать либо нажимая на кнопку, либо поднимая ручку-крючок наверх;
  • сиденья расположены поперек вагона, а на обратной стороне, прилегающих к дверям сидений, есть откидные места;
  • очень много переходов, спусков и подъемов и почти нет лифтов и эскалаторов.

Подвижной состав

В честь победы национальной сборной Франции на ЧМ-2018 в России временно переименованы шесть станций столичного метро.